«Звезда» востока

По мнению аналитиков, инвестиции в воспроизводство ресурсной базы в этом году могут сократиться на 15%. Продолжают вкладывать в будущее только богатые компании. Но даже при благоприятном сценарии объем рынка услуг в данном сегменте сократится почти на 35 млрд рублей. Что неизбежно отодвинет горизонты освоения перспективных шельфовых и материковых месторождений России.

«Звезда» востока | Иллюстрация Quka/shutterstock.com

Иллюстрация Quka/shutterstock.com

Добыча. Несмотря на серьезные сдерживающие факторы, Россия в I квартале 2016 г. увеличила добычу нефти на 3% (до 135,4 млн т) по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. Экспорт сырья при этом вырос на 3,8%, достигнув 62,7 млн т, причем львиная доля поставок по системе «Транснефть» (48,9 млн т) пришлась на дальнее зарубежье. Нарастили добычу «Башнефть», «Татнефть», «Газпром нефть», другие ее снизили.

В феврале общая среднесуточная добыча выросла на 2%, однако в марте большинство российских сырьевиков вновь «просели». Так, «Роснефть» снизила добычу на 16,8 млн т, «Лукойл» – на 7,1 млн т, «Сургутнефтегаз» – на 5,1 млн т.

Зато добыча угля в России в январе – марте этого года выросла до 95,6 млн т (на 5,4%). На внутреннем рынке было продано 47,2 млн т угля – на 2,8% больше аналогичного прошлогоднего показателя.

Инфраструктура. Для освоения шельфовых месторождений и развития инфраструктуры на Дальнем Востоке «Роснефть» привлекает китайских партнеров. Судостроительный комплекс «Звезда», строящийся при финансовом содействии отечественной нефтяной госкорпорации и Газпромбанка в бухте Большой Камень, будет оснащен уникальным для отечественных верфей оборудованием.

Поставки ожидаются в рамках соглашения, которое подписали руководитель проекта СК «Звезда» Евгений Крайнов и Чжао Цзэншань, гендиректор дочернего предприятия холдинга, специализирующегося на производстве и поставке кранов. По контракту, в течение 2016 – 2017 гг. приморские судостроители получат мощнейший кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, четыре крана, способных перемещать до 320 тонн, и четыре 100-тонных крана.

Еще один контракт, подписанный с китайской Suzhou Dafang Special Vehicle Co. Ltd, предусматривает поставку пяти тяжелых самоходных транспортеров, два из которых грузоподъемностью 650 тонн. Новая дальневосточная верфь будет строить суда нового поколения, способные решать сложные задачи по снабжению буровых платформ и перевозке углеводородного сырья.

Геологоразведка. На востоке Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции сделано знаковое для Северо-Западного округа геологическое открытие. Недалеко от Ухты на границе тайги и тундры специалисты провели комплекс сейсморазведочных работ, затем с помощью специального оборудования пробурили самую глубокую в Республике Коми поисково-оценочную скважину (5,3 км) и получили приток нефти в объеме 14,4 кубометра в сутки.

Это событие эксперты называют незаурядным. Открытие удалось сделать на малоизученной территории, которую отличают сложные геологические условия (высокое давление, плотные горные породы и др.). Такие открытия усилят экономическую привлекательность подобных проектов в Республике Коми.

Нерцетинское месторождение будет разрабатывать одно из дочерних предприятий «Роснефти». Начальные геологические запасы не очень большие (78 млн тонн), а извлекаемые составили чуть более 17 млн тонн нефти.

Импортозамещение. Наилучших показателей в этой сфере добились компании с высокой долей господдержки. В «Газпроме» уровень применения отечественных технологий и разработок, по официальным данным, достиг уже 95 – 98%. В области переработки сырья лидируют «Роснефть», которая на всех установках каталитического крекинга стала использовать катализаторы отечественного производства, и «Газпром нефть», создающая кластер нефтепереработки для выпуска отсутствующих в России катализаторов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5707) от 24.05.2016.


Комментарии