Зуб даю

Как известно, детские страхи - самые живучие. Испытанный еще в нежном возрасте панический ужас, вызванный устрашающего вида стоматологическими инструментами, у многих из нас остается навсегда. Но если с возрастом приходит умение мотивировать себя на лечение, то малыши и даже школьники активно протестуют против этой процедуры. Почему дети боятся стоматологов? И как с этим бороться? Об этом мы беседуем с главным детским стоматологом, заведующим кафедрой Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, заслуженным врачом РФ, профессором Генрихом ХАЦКЕВИЧЕМ.

Зуб даю  | ФОТО из личного архива Г. Хацкевича

ФОТО из личного архива Г. Хацкевича

- Генрих Абович, люди постарше хорошо помнят лечение зубов без обезболивания. Но тогда откуда у молодых, которые не знают, что такое советская бормашина, потому что их свезли на свалку, ужас перед врачами-стоматологами? Генетически что ли передался, от папы с мамой?

- Страх перед бормашиной есть и у взрослого, но у ребенка он выражен в большей степени. Если в раннем возрасте малыш испытал дискомфорт при общении со стоматологом - а ему могло быть неприятно даже открывать рот, не говоря уже о болезненных манипуляциях, - то возникает так называемая болевая или ситуационная память. И уйти от нее ребенок не может. И возникает стойкое негативное отношение к лечению зубов. Это очень серьезная проблема.

- Негативный настрой, мне кажется, еще зависит от воспитания.

- Разумеется. Страхов меньше в той семье, где ребенок с раннего возраста приучен чистить зубы, где родители регулярно приводят его на профилактический осмотр к зубному врачу. Но такие семьи - редкость. По статистике, 35% детей вообще не чистят зубы. Как результат - кариес и другие стоматологические заболевания.

Однако и от врача, к которому родители приводят малышей, зависит очень многое. Работая с детьми, доктор должен правильно скрывать инструменты, те же шприцы. Даже местное обезболивание должно проводиться так, чтобы ребенок не видел иглы. Более того, доктор не должен просить при ребенке медсестру: «Дайте мне, пожалуйста, шприц». А ситуационную тревожность можно преодолевать либо беседуя с ребенком, либо с помощью таблетки-плацебо, сказав, что она от боли и страха. В 35% эффект плацебо срабатывает. Также важно повышать мотивацию ребенка, то есть говорить, если у тебя будут здоровые зубы, ты сможешь реализовать свою мечту. Это могут делать и родители.

- Да, я помню, в моем советском детстве врачи часто обращались к будущему - вот не будешь лечить зубы, в космонавты не возьмут.

- Ну это раньше дети мечтали стать летчиками... Сегодня предпочтения изменились, особенно это относится к подросткам. И все же - почему бы не использовать этот прием? Напомнив, что при любом профессиональном выборе сила воли и умение преодолевать страх лишними не будут.

- Но совсем маленькому это не объяснишь....

- Поэтому рекомендуется не один, а два-три раза приводить ребенка к стоматологу, чтобы просто установить доверие между ним и врачом. На этих приемах врач должен просто познакомиться и побеседовать с ребенком, выполнить легкий осмотр полости рта, не причиняя малышу дискомфорта.

- Ну это в коммерческих клиниках легко сделать, а в государственных разве такое возможно?

- Конечно, это сложно делать в государственных учреждениях, где нагрузка на врачей очень большая. Хотя... Детским врачом-стоматологом везде трудно работать. С моей точки зрения, это самая сложная профессия из всех стоматологических специальностей. Врач должен быть и высоким профессионалом, и человеком сильной воли, и психологом, и даже актером - уметь разыграть такую «роль», чтобы добиться расположения и доверия ребенка. Еще он должен уметь общаться с родителями, потому что негативизм ребенка сразу же передается родителям, и те начинают писать жалобы... Я склоняю голову перед детскими стоматологами. Кстати, когда на кафедре стоматологии детского возраста я призываю студентов проявить интерес к этой специализации, то желание этим заниматься выражают не больше 3 - 5%. Большинство хотят быть ортодонтами, небольшая часть собирается заниматься элитной челюстно-лицевой детской хирургией или амбулаторной хирургической стоматологией.

- Чтобы ребенок не страдал, родители соглашаются на медикаментозный сон, который предлагают частные клиники. Это правильно?

- Правильно, ведь примерно 5 - 7% детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) отказываются от лечения, несмотря на наличие болезненных ощущений, например, при пульпите или нагноении. Они просто не могут преодолеть свой страх и согласиться на манипуляции во рту. Родителям приходится их удерживать в кресле силой, а иногда и это не удается.

Тогда необходимо переходить к более сильному средству - комбинированному или общему обезболиванию. А что касается детей до 3 лет, то, согласно действующему приказу Минздрава РФ, лечение и удаление зубов у них должно осуществляться только под общим обезболиванием.

Но выполнить это требование достаточно сложно. Ведь в Петербурге такую помощь оказывают лишь в одной детской больнице им. Святой Ольги, где под общим обезболиванием лечит зубы всего один доктор. Очередь на лечение там от года до двух лет. Понятно, чем чревато ожидание: зуб, который сегодня еще можно было вылечить, завтра придется вырывать. А удаление молочных зубов в раннем возрасте нарушает прорезывание постоянных, что формирует впоследствии неправильный прикус. И возникает порочный круг - родители ребенка вынуждены обращаться к ортодонтам и хирургам.

К сожалению, в нашем городе даже постоянные зубы у детей удаляют слишком часто. В течение прошлого года вылечили 250 тысяч зубов, а удалили около 5 тысяч. Это тревожная статистика! При этом кариес выявляют почти у 100% детей и подростков. Легко представить колоссальную потребность в лечении у детского стоматолога.

- А почему нельзя разрешить наркоз в госполиклиниках?

- Эту проблему мы пытаемся решить уже в течение многих лет, требуем исправить ситуацию, встречаясь с главными врачами стационаров, где имеются стоматологические койки, с представителями комитета по здравоохранению. Главная причина, почему руководители учреждений не торопятся открывать этот вид помощи детям, - опасение серьезных осложнений при проведении общего обезболивания. Иногда такие осложнения возникают, но они единичные. К тому же ситуации, угрожающие жизни, бывают и при местной анестезии. Да и не только анестетик, который по всем канонам является гипоаллергенным, но порой даже лекарство, введенное в корневой канал, может вызвать анафилактический шок, приводящий к гибели.

- Какой же выход?

- Я думаю, что есть два варианта решения этой проблемы. Первый - лечение зубов под общим обезболиванием в кабинетах, созданных при детских больницах, чтобы у врача была возможность в случае серьезного осложнения быстро провести реанимационные мероприятия. Кстати, сегодня по оказанию неотложной стоматологической помощи в городе работает детская больница им. Раухфуса, где удаляют, но не лечат зубы. Почему бы не организовать там и лечение под наркозом для тех детей и подростков, которых невозможно ни уговорить, ни усадить в стоматологическое кресло силой?

И второй вариант - оказывать такую помощь во всех крупных образовательных медицинских учреждениях, где есть стоматологические факультеты. Например, в ПСПбГМУ им. Павлова, СЗГМУ им. И. И. Мечникова, Педиатрической академии. Это пойдет на пользу и студентам-стоматологам, которые должны видеть, как лечат зубы детям, какие виды обезболивания существуют, как осуществляется весь комплекс преодоления боли и страха.

- Вот ввели диспансеризацию в школах, но проблема раннего разрушения зубов все равно существует.

- Стоматологи выезжают из поликлиник в школы и проводят осмотры детей. Но проблема в том, что без согласия родителей нельзя ни осмотреть ребенка, ни пригласить его в поликлинику. Получилось так, что, защищая права детей, мы лишаем их возможности лечиться.

Помните, как в советское время все классы приводили в стоматологическую поликлинику, и доктор осматривал школьников и проводил им полную санацию полости рта? Это было обязательно. Даже летом в пионерских лагерях была организована стоматологическая помощь детям - ставились походные стоматологические кресла, легкие стоматологические установки, и врачи выезжали туда для профилактической работы и лечения.

Проблема может быть решена с помощью кабинетов стоматологической профилактики в школах, где детей обучали бы навыкам профессиональной гигиены и правильного питания, осматривали и проводили гигиенические процедуры. Тем более что сегодня технологических возможностей у врачей гораздо больше: существует, например, фторпрофилактика - когда при осмотре зубы покрывают фторлаком, проводится герметизация фиссур специальными фторсодержащими компонентами.

В городе уже есть позитивные примеры. В Красногвардейском районе построены новые школы с кабинетами для стоматологов. А в Центральном районе по инициативе главного врача стоматологической поликлиники Александра Рубежова создан выездной стоматологический кабинет «на колесах». В этот автомобиль-амбулаторию приглашаются для профосмотров школьники со всего района по расписанию. Я считаю, что за такой профилактикой будущее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5788) от 15.09.2016.


Комментарии