Зона безопасности

Ситуация нелепая и глупая: в нескольких больших городах России тамошние власти запретили детским садам пускать на новогодние елки... Дедов Морозов. Разумеется, из благих побуждений - как известно, у нас сейчас на первом месте безопасность, а кто его знает, что там этот старик прячет в карманах своей шубы? Как проверишь, не скрывается ли за белой бородой какой-нибудь уголовник или, не дай бог, террорист? От греха подальше лучше с этим подозрительным типом не связываться - переживут детишки. Зато все будут живы и здоровы. И начальническая душа спокойна...

Зона безопасности | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На фоне всего происходящего ныне в стране и мире сюжет этот, казалось бы, не самый животрепещущий и острый. Но для меня, однако, он показался в определенной степени знаковым. Ибо свидетельствует о стремительно нарастающей степени нашего недоверия друг другу.

Разумеется, откуда «ноги растут», совершенно понятно. Террористическая угроза, что называется, выела мозги - достаточно включить телевизор. По улицам ходят грабители и убийцы, по дорогам носятся пьяные мажоры, пожилых граждан одолевают фальшивые соцработники - обо всем этом каждый день сообщают газеты. Страшно жить на свете, господа!

И ведь не сказать, чтобы все это было полной неправдой. Но, как в свое время мудро заметил Хемингуэй, важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Наверняка многим из вас хоть раз в жизни, но приходилось ездить по горному серпантину. Да, конечно, страшно. Но помните: кто-то сидел молча, внутренне сжавшись, а кто-то рядом чуть не бился в истерике...

У каждого из нас есть свой печальный опыт обид, предательств, а часто, увы, и встреч с криминалом. Какими мы выходим из этих передряг - умудренными опытом, хоть и негативным, или озлобленными, потерявшими веру в окружающих?

Несколько лет назад я получил судебный иск от героев одной из своих статей. Момент неприятный, хотя пишущий на криминальные темы журналист к такому должен быть всегда готов. В качестве соответчика был привлечен и еще один человек, который предоставлял мне информацию и даже согласился, чтобы я процитировал в статье его слова. Так вот, увидев иск на 2 миллиона рублей, этот человек от своих слов отказался, заявив суду, что я их придумал.

Сказать, что я был убит, не сказать ничего. К тому времени с момента публикации прошло два года, и у меня не было НИ ЕДИНОГО доказательства моей правоты. Разговор шел без диктофона, и, разумеется, текст публикации с собеседником был предварительно согласован, но подтвердить это я никак не мог...

Тот суд я выиграл. Но, пока шло разбирательство, я тысячу раз спросил себя: что было сделано не так? Все разговоры следовало вести под запись, потом ее расшифровывать и давать собеседнику на подпись? Но какой разговор в таком режиме выйдет? Или, глядя сегодня в глаза собеседникам, я должен держать в голове, что завтра они легко от своих слов откажутся и я снова окажусь в дураках? Тоже не получается...

Свою зону безопасности каждый выстраивает сам - исходя из собственного опыта, воспитания, наконец, здоровья. И я прекрасно понимаю тех, кто пережил теракт в метро и с тех пор боится спускаться под землю. Но одновременно с грустью замечаю: да, мы делаем свою жизнь безопаснее, но вместе с этим постепенно «высушиваем» ее, лишаем себя элементарных радостей человеческого бытия. Как будто сами, своими руками возводим между собой стены - все более основательные и менее проницаемые... И, видимо, это объективный процесс.

Еще вчера, казалось бы, можно было запросто зайти к соседке по подъезду за штопором. Сегодня вас долго будут разглядывать в глазок, и если не опознают, ни за что не откроют. И вы, читатель, не откроете, и я не открою.

Даже если под Новый год к вам постучится Дед Мороз, вы в лучшем случае решите, что он ошибся дверью. А в худшем - схватитесь за телефон и вызовете полицию. Наверное, будете правы - как говорится, незваный гость...

Только вдруг это был ваш единственный шанс прикоснуться к чуду и вы его пропустили? Как там сказал поэт: «Мы с тобой в чудеса не верим, оттого их у нас не бывает...».

Разумеется, красноносый старик ни в чем не виноват - он уже далеко не первая жертва, павшая «смертью храбрых» на выжженном поле нашей зоны безопасности. Там - масса людей, близких, не очень близких и даже совсем далеких. Тех, которые могли бы помочь нам и кому бы могли помочь мы. Просто этот дед заметнее других. Смешной, добрый... И потому его как-то жальче.

#терроризм #страх #разум

Комментарии