Золотое свечение Мьянмы

В Янгон мы прибыли из Сингапура. Перелет не занял и трех часов, но было ощущение, что из XXI века мы попали в позднее Средневековье. Так разительно отличалась столица Мьянмы от города-государства. В Янгоне все было иное: здания, улицы, транспорт, люди и сверкающие золотом над всем пространством буддийские храмы, ступы и пагоды. Они в Мьянме драгоценны в прямом смысле.

Золотое свечение Мьянмы | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Ступа с «алмазным бутоном»

Каждый гость Янгона стремится прежде всего увидеть главную достопримечательность города - ступу Шведагон. Она находится в центре обширного храмового комплекса на холме Сингутара. На его вершину ведут четыре эскалатора, ориентированные по сторонам света. Поднимаемся по одному из них, и уже наверху при выходе супругу обязывают надеть длинную юбку, без нее дальнейшая прогулка невозможна.

По преданию, ступа построена 2500 лет назад над восемью волосами Будды Гаутамы, полученными из его рук бирманскими купцами. Ее силуэт, легкий и устремленный в космос, достигает почти 100 метров в высоту. На самом острие находится «алмазный бутон» - шар из червонного золота, инкрустированный тысячами бриллиантов, а под ним традиционный флюгер, прорезанный узорами и также усыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами. Без хорошей подзорной трубы увидеть эту красоту невозможно. Но внизу на стойках имеется соответствующая оптика.

Идем босиком вокруг ступы. Длина ее нижней окружности более четырехсот метров. Рядом на плоской облицованной мрамором платформе сосредоточено великое множество небольших сияющих золотом ступ и храмов. Они заполнены сотнями статуй Будд.

Чтобы не терять времени зря и совместить приятное с полезным, направляемся к озеру Кандоджи. Здесь на оконечности мыса находится плавучий ресторан «Каравейк-Холл». Он занимает два огромных здания, стилизованных под средневековые бирманские корабли. Очень оригинальное архитектурное сооружение. К сожалению, места в этом ресторане бронируют заранее, и нам пришлось довольствоваться рядовым кафе, в котором, к нашему удовольствию, все было на высоте.

Рано утром при выезде из отеля мы увидели цепь буддийских монахов в традиционной одежде. Они шли гуськом на некотором расстоянии друг от друга по проезжей части дороги с пустыми корзинами в руках. Как нам потом рассказали, буддийские монахи живут на подаяния населения, вот и выходят они организованно на улицы для сбора милостыни. Бирманцы охотно подают, считая, что тем самым к ним нисходит просветление.

Гостям из России - квартира хозяина

Мандалай - древняя столица Мьянмы. И, конечно же, королевский дворец находится именно здесь. Его цитадель представляет собой квадрат со стороной 2 километра, окруженный таким же квадратным рвом шириной 100 метров. Через него перекинуто четыре моста, но попасть внутрь цитадели туристы могут только по одному из них. К королевскому дворцу можно пройти тоже лишь одним путем, не сворачивая в стороны.

Во время Второй мировой войны дворцовые постройки, которые в то время являлись крупнейшими деревянными строениями в мире, полностью сгорели. То, что туристы видят сегодня, это вновь построенная копия прежней роскоши. Сам комплекс содержат в отличном состоянии. Парадная восточная часть дворца впечатляет анфиладой тронных залов. Первый зал находится под гигантской семиярусной башней высотой около 70 метров. В нем стоит Львиный трон, который здесь считают центром Вселенной.

В другом конце города, на юге, находится знаменитый храм Махамуни, известный тем, что в нем сохранилась статуя Будды Сакьямуни, привезенная из Индии. По преданию, сам Будда присутствовал при ее создании. Возможно, это именно то изваяние Будды Сакьямуни, которое, согласно поэме Д. С. Мережковского, преклонилось перед нищими и дало им возможность взять бриллиант со своего лба. При входе в храм снимаем обувь и по длинным коридорам, где продаются многочисленные сувениры, подходим к статуе Будды. Паломники покупают листики сусального золота и покрывают ими Будду. В результате скульптура сияет золотом, слой которого, по некоторым данным, достигает 15 сантиметров. Ведь ежегодно поклониться Будде Сакьямуни приезжают до трех миллионов паломников.

Еще одна достопримечательность Мандалая - мост У-Бейн. Это самая длинная деревянная переправа в мире - 1,2 км. Мост покоится на высоких деревянных столбах и проходит над озером и островом между Мандалаем и еще более древней столицей Бирмы Амарапурой. Сооружение предназначено только для пешеходов, идти по нему надо осторожно, поскольку настил не сплошной и доски лежат неровно. На мосту есть две крытые стоянки, где можно присесть и отдохнуть.

Но что еще поразило в Мандалае? Практически у всех сакральных мест многочисленные экскурсоводы предлагают свои услуги. Чтобы от них вежливо отказаться, достаточно потребовать знание русского языка. А вот хозяин гостиницы в Мандалае, узнав, что мы из России, предоставил в наше распоряжение свою прекрасную новую квартиру на последнем этаже, в которую решил въехать несколько позже.

Пейзаж в лучах заката

На другом берегу реки Иравади, практически рядом с Мандалаем, находится город Сайган. Он также заполнен историческими памятниками, но осмотреть все невозможно, поэтому выбираем оптимальный маршрут и поднимаемся на вершину холма к одной из пагод. Отсюда открывается прекрасный вид на Мандалай с его дворцовым комплексом и многочисленными пагодами. Солнце опускалось к горизонту, и в лучах заката дворец, пагоды и ступы светились золотом и выглядели сказочно нереальными.

Из всего, что увидели в окрестностях Мандалая, самым интересным оказалась недостроенная ступа Мингун-Пайя, которая по первоначальному замыслу должна была быть самой высокой в мире. Она расположена на берегу реки Иравади. Перед входом стоят гигантские, с десятиэтажный дом, остатки статуй львов, по размерам которых можно судить о масштабах всего сооружения. Сама ступа покрыта глубокими трещинами, и верхний ярус полностью отсутствует. Однако по стене проложена довольно опасная тропа, по ней добираемся до первого яруса. Отсюда открывается прекрасный вид на долину реки и расположенный рядом белоснежный храм Синбьюме-Пайя в окружении множества маленьких ступ. Тут же стоит колокол, который должен был висеть на незавершенной ступе и является вторым по величине (после Царь-колокола в Московском Кремле) в мире.

Притяжение буддийских храмов

В последний день нашего путешествия по Мьянме мы с рассветом поехали в Паган. Дорога была пустынной, изредка навстречу попадались грузовики и запряженные быками двухколесные повозки. Знакомство с городом мы начали с осмотра золотой ступы Швезигон. Она построена в XI веке, отличается массивными тяжеловесными пропорциями и имеет ярко выраженную колоколообразную форму. Ступа сплошь покрыта листочками сусального золота. С платформы одной из находящихся рядом пагод перед нами открылось обширное пространство, покрытое тропической растительностью, сотнями ступ и храмов. Конечно, осмотреть все это даже за месяц не представляется возможным.

Воспользовавшись путеводителем, решили посетить наиболее значимые культовые сооружения. Самое известное - построенный в XI веке храм Ананда. Возвышаясь среди джунглей, сверкая позолотой и белизной, он доминирует над остальными постройками. На улице стоит невыносимая жара, поэтому прохладный полумрак внутренних переходов позволяет немного расслабиться и не торопясь подойти к центральному пилону, где в четырех нишах стоят двенадцатиметровые статуи Будд. Три вырезаны из дерева, а одна отлита из бронзы. Схема оконных проемов устроена таким образом, чтобы свет, попадая на скульптуры и отражаясь от них, создавал впечатление, что именно Будды, излучая его, освещают помещения храма.

Храм Суламуни, построенный в XII веке, богат многочисленными фресками, которыми покрыты внутренние помещения. Они прекрасно сохранились, сияют яркими красками и являются подлинными шедеврами средневекового бирманского искусства.

Прямо на берегу Иравади стоит покрытая золотом ступа Бупея. Она построена в IX веке и является самой старой из хорошо сохранившихся ступ Пагана. Рядом находится храм Годопалин, он также очень живописно возвышается над рекой и находится в отличном состоянии. Для того чтобы его осмотреть изнутри, приходится с трудом протискиваться между белоснежными стенами и покрытыми золотом огромными статуями Будд.

Интерьеры буддийских храмов притягивают своей таинственностью и излучаемой многочисленными Буддами неземной теплотой. В одном из храмов мы увидели статуи Будд с огромными бриллиантами во лбу. В буддийских храмах теряешь чувство времени, которое в путешествиях имеет особую цену. И обретаешь нечто более драгоценное...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5899) от 02.03.2017.


Комментарии