Золотое свечение Альгамбры
Вода в фонтане Львиного дворика дворца династии Насридов в Альгамбре – центре самого знаменитого памятника мусульманского искусства в Европе – покрылась заметным слоем льда. Молчали 12 мраморных львов, которые поддерживают чашу и должны аккомпанировать фонтану прохладными струями из полураскрытых пастей.
В мусульманской архитектуре наличие воды – обязательный атрибут.
ФОТО АВТОРА
Сады Хенералифе
Своеобразна зима в горах на юге Испании, где расположен андалузский город Гранада и его главная достопримечательность – Альгамбра. Ночью мороз, а днем температура поднимается до плюс 15. Но взамен журчания воды приезжающие в это время в Альгамбру получают прозрачнейший воздух. В интерьерах дворца, построенного маврами в XIV веке, солнце создает тонкую игру света и тени на фантастической резьбе по камню и дереву, на металлических оконных решетках и черепичных крышах.
Музеи Альгамбры являются самым посещаемым туристами местом в Испании, опережая музей Прадо в Мадриде и храм Святого семейства в Барселоне. Необязательно заранее изучать историю мавританского эмирата в Гранаде, важнее почувствовать Альгамбру. Путеводители рекомендуют не жалеть времени. Хотя бы потому, что в солнечный день, а другие в Гранаде бывают редко, зал Абенсеррахов и зал Двух сестер во дворце Насридов в девять утра и в час пополудни – это разные вещи. Они и создавались для медитативного созерцания сталактитовых куполов, по-разному освещаемых при движении светила по небу. Обязательный ритуал для всех туристов – фотографирование не только львов, но и Миртового двора. В его бассейне, кажется, отражается весь дворец.
Надо обязательно подняться на башни расположенной напротив входа во дворец крепости Алькасаба, построенной в XII веке и охранявшей покой гранадских эмиров. А если вы не прогулялись по Хенералифе, его нижнему и верхнему садам, образцам мусульманской парковой архитектуры, едва ли не единственным в Европе, где эмиры отдыхали от протокольных церемоний, по кипарисовым лабиринтам, по уютному дворику с фонтанами и бассейном, носящему название «Двор оросительного канала», то вы не были в Альгамбре.
Как рационально
распределить время
Правила посещения Альгамбры не так строги, как в Средние века, но огромный поток туристов – более 2,2 млн человек в год – заставляет администрацию музея разделить всех на три потока – утренний, дневной и ночной. Последний – короткий, предназначен только для знакомства с дворцом Насридов. Остается утро – с 8.30 до 14.00 или день – с 14.00 до 18.00 (летом до 20.00). Выбрав утро и проведя много времени во дворце и в крепости, благо оттуда не выгоняют, я прибежал в Хенералифе в 14.20. Беспристрастный валидатор смотрительницы, взглянув на штрихкод моего билета, тут же зажег красный свет. Мое лицо отразило искреннее раскаяние и глубокую печаль. Хранительница сжалилась. На каждом билете проставлено время входа во дворец Насридов: сеансы по 30 человек начинаются каждые полчаса. Ни позже, ни раньше вас не пустят, там стоят серьезные мужчины, никакие уговоры не помогут.
Мои советы отдельно для «жаворонков» и «сов». Первым надо покупать билет с сеансом на 8.30. Завтраком в отеле, скорее всего, придется пожертвовать. «Совам» следует начинать осматривать Альгамбру в два часа дня. Такое комфортное знакомство может обеспечить предварительная покупка билета через Интернет. Продажа ведется на три месяца вперед, удобные сеансы быстро раскупают.
Приезжать в Альгамбру с распечаткой-подтверждением лучше пораньше, потому что надо успеть обменять ее на билет. У касс будут стоять огромные очереди из сотен туристов. Не пугайтесь, смело подходите к охране, предъявляйте распечатку, вежливо, но твердо просите пустить вас к кассе. И не забудьте взять с собой паспорт или кредитную карту, с которой оплачивался билет. Кассиру надо убедиться, что именно вы – покупатель.
А зимой для «жаворонков» в Гранаде есть превосходный бонус. Покинув Альгамбру, они успеют взобраться по узким улочкам средневекового арабского квартала Альбайсин на одну из мирадоров – смотровых площадок, откуда можно увидеть весь комплекс Альгамбры в лучах заходящего солнца на фоне заснеженных хребтов Сьерра-Невады. Картина неповторимая, даже лучшие фотографии не передают ее. «Над Альгамброй – колебание золотого света», – заметил как-то Федерико Гарсия Лорка, знаменитый уроженец Гранады.
Не поленитесь
подняться на Metropol Parasol
Поездку в Андалузию, особенно вне пляжного сезона, лучше завершать в ее столице Севилье. Если вам не хватило Альгамбры в Гренаде, то здесь можно посмотреть Королевский Алькасар – крепость с дворцом и садами, которую перестраивали и расширяли в течение 500 лет. Поклонникам церковной архитектуры важно увидеть кафедральный собор – самый большой готический храм в мире, там похоронен Христофор Колумб.
В XVIII веке пафосное, как весь центр Севильи, здание университета было табачной фабрикой. По легендам, именно на ней работала Кармен. В 1929 году для Иберо-американской торговой выставки рядом был построен целый район с павильонами, музеями, отелями. Центром выставки стала площадь Испании с огромным полукруглым главным павильоном из красного кирпича, украшенного расписными синими изразцами «азулехос», и двумя высокими стройными башнями по краям. Сейчас здание поделено между госучреждениями, а площадь с прилегающим огромным парком – популярное место отдыха горожан и туристов.
В 1992 году Севилья принимала всемирную выставку «Экспо», посвященную 500-летию путешествия Колумба. От нее также остались павильоны, но более простые и функциональные. Один из них – «Навигация» высотой 50 метров, он поставлен прямо в реке Гвадалквивир, протекающей через всю Севилью. От «Экспо» остались городок аттракционов и Андалузский центр современного искусства. Этот центр расположен в здании монастыря XIV века, где Колумб готовился к путешествию в Америку. В 1836 году монастырские постройки превратили в керамическую фабрику, рядом с храмом и часовнями появились пять мощных кирпичных труб. В 1982 году фабрику закрыли, все здания и трубы тщательно отреставрировали и вместе с огромными монастырскими цитрусовыми садами и прилегающим парком отдали художникам.
В 2011 году в центре Севильи по проекту немецкого архитектора Юргена Майера-Херманна был построен Metropol Parasol. Представьте себе шесть огромных сросшихся шляпками «грибов» из сборных деревянных конструкций высотой по 26 метров. На крышах проложены пешеходные дорожки. С них открываются прекрасные виды на старый город. Аттракцион, особенно по вечерам, популярен среди местных жителей, туристов там немного.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5397) от 12.02.2015.
Комментарии