Золотая гривна Мономаха

В витринах – уникальные ювелирные изделия из золота и серебра, созданные мастерами ХI – ХIII столетий в разных техниках и стилях. Эти драгоценные украшения – ожерелья, цепи, диадемы, браслеты, перстни — носили представители княжеских и боярских родов.

С помощью тут же представленных инструментов – литейных формочек, матриц — ювелиры домонгольского времени создавали имитации из простых металлов для рядовых горожан.

Об истории кладоискательства и о выставке корреспонденту рассказала автор идеи ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея Светлана НОВАКОВСКАЯ-БУХМАН.

Золотая гривна Мономаха | В экспозиции около шестисот произведений, но выставка не кажется громоздкой и перегруженной, потому что это маленькие изящные ювелирные вещи<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В экспозиции около шестисот произведений, но выставка не кажется громоздкой и перегруженной, потому что это маленькие изящные ювелирные вещи
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Светлана Михайловна, клады – сюжет интересный, интригующий, но для отдельной экспозиции редкий. Как долго готовилась эта выставка?

– Она готовилась четыре года. Но этот материал – клады – мне поручили в 1977 году, в первый день, когда я пришла на работу в Русский музей. Можно сказать, эти украшения я держала в голове всю свою самостоятельную творческую жизнь.

Вы правильно заметили, выставка редкая. Несмотря на то что весь ХIХ и начало ХХ века в России активно собирались древнерусские клады, их находят и до сих пор, тематической выставки, которая представляла бы огромную коллекцию, в России не было никогда. В царское время Императорская археологическая комиссия делала отчетные выставки, но представляла клады, найденные в определенный год.

У нас такая выставка впервые, хотя в Русском музее одна из лучших коллекций древнерусских кладов, которые когда-либо были собраны.


– Как коллекция собиралась и как попала в Русский музей?

– Разными путями. Большая часть древнерусских кладов собрана в ХIХ веке. Тогда культурные люди осознали необходимость искать и хранить памятники отечественной культуры. Большее число художественных коллекций собиралось именно в то время. Частью этой деятельности стал поиск кладов.

Началось все с «Черниговской гривны», которая выставлена в первом зале выставки. Это золотой амулет-оберег, по всей вероятности, принадлежавший Владимиру Мономаху, прекрасная художественная работа. Гривну нашли в 1821 году, это и послужило толчком для собирания древнерусских украшений, потому что это высокий уровень мастерства. Началась эпоха кладоискательства. Так можно назвать весь XIX век.

Ученые понимали, что эти вещи надо собирать и хранить. Простые люди осознали, что они дорого стоят, можно найти, продать и получить деньги. Каждый проявлял себя в меру собственной культуры и отношения к древностям.

Судьба у кладов была разной. Многое покупали частные коллекционеры, что-то расходилось в розницу по рукам крестьян и горожан. Часто замечательные украшения просто переливали на металл – золото и серебро. Огромное число вещей из кладов, найденных в ХIХ веке, погибло.

Для того чтобы их уберечь от расхищения и гибели, в 1859 году в Петербурге была создана Императорская археологическая комиссия, издан указ о том, что все находки, включая найденные на территории частных усадеб, должны быть представлены в Петербург для фиксации. Ученые, которые входили в состав комиссии, старались договориться с владельцами, чтобы сокровища достались государству, а потом распределяли их по музеям. Лучшая часть кладов попадала в Эрмитаж. Договориться удавалось не всегда. Известна судьба нескольких кладов, владельцы которых так и не захотели за предложенные деньги их продать. Эти клады ушли за рубеж, но большая часть все же осталась в России.

В 1920 – 1930-е годы в истории музейного дела было время обмена коллекциями. Тогда Русский музей передал Эрмитажу замечательную коллекцию византийских памятников. Взамен получил огромное количество ювелирных изделий. Среди них была коллекция древнерусских кладов. У нас оказались «сливки» из кладов, высочайшего уровня ювелирные изделия, которые создавались в домонгольское время на Руси. Такова история коллекции, которая практически вся представлена на выставке.

В нашем собрании одиннадцать кладов, один найден в 1900 году, два в ХХ веке, остальные в ХIХ.

Зарыты они были в IХ – ХI столетиях и позже. Особенно много в первой трети ХIII века, когда татаро-монголы шли по Русской земле. Сокровища всегда зарывали в трагические моменты истории и жизни людей – набеги кочевников, нашествие татаро-монголов. Большая часть кладов зарыта около городов и в городах по пути следования татаро-монгольских полчищ.


– Помимо ювелирных изделий на выставке есть иконы. Они ведь не из кладов?

– Конечно, нет. Имея в виду, что князья были заказчиками украшений, мы постарались представить их изображения. Поэтому на выставке появилась икона с изображением князей Бориса и Глеба, которые были убиты в братоубийственной войне в ХI веке. Первые из русских людей, причисленные к лику святых.

Вещи, представленные на выставке, практически все из золота и серебра. Это самый высокий уровень ювелирного мастерства, который существовал в домонгольское время. Замечательные украшения, как правило, создавались в княжеских или богатых городских мастерских. Скажем, изделия из золота с перегородчатой эмалью точно сделаны в княжеских мастерских. Они часто повторяли византийские.

На копии замечательной фрески из церкви Спаса на Нередице под Новгородом 1199 года представлен князь Ярослав. Изображения князей отражают мысль, что феодальная княжеская культура была связана с зарубежными странами, с культурой Византии.

В витрине перстни-печати, своеобразный знак богатства и власти. Среди них есть перстни с княжескими знаками. В ХII веке на Руси начинали складываться эмблемы будущих богатых родов. Доверенным людям вместе с поручением вручался перстень с этим знаком.


– Расскажите, как прятали клады?

– У каждого клада своя история. Она связана с людьми, которые владели этими сокровищами. Они их прятали, надеясь, что вернутся. Но этого не произошло, значит, люди, скорее всего, погибли либо были уведены в плен. Клад приоткрывает завесу над трагической судьбой его владельцев.

Чаще всего клады зарывали в глиняных горшочках. В одной из витрин представлен Киевский клад, он найден в 1893 году. В нем не так много украшений, но это высокохудожественные произведения. Самые замечательные – височная подвеска с трилистником и широкий браслет, украшенный изображениями птиц и грифонов. Их хвосты, крылья, лапы переходят в растительный мотив. Дивный браслет, один из лучших, созданных древнерусскими ювелирами.

Такие украшения предназначались для определенных праздников. Как предполагают исследователи, их надевали во время праздников самого большого или малого пребывания солнца на небесах. Браслеты надевали на широкие рукава праздничной одежды. Когда начинались ритуальные пляски, их снимали.

Клад был зарыт в земле в маленьком горшочке, который стоял на топоре, а сверху был прикрыт металлическим кругом, похожим на сковородку.

Сокровища не просто прятали, их старались уберечь от чужака, который может найти и взять. Были обряды сокрытия кладов, во время которых наверняка произносились ритуальные магические тексты, заклинания. Они должны были уберечь клад от чужих людей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5619) от 12.01.2016.


Комментарии