Зодчие в дефиците
Подумайте только: в сфере градостроительства и архитектуры Петербурга заняты... 24 187 человек (из них 6% – в госорганах). Для сравнения: во всей строительной отрасли работают 61 тысяча петербуржцев. Неужели в нашем городе так много архитекторов? Если нет, то кто же еще входит в эти 24 тысячи членов градостроительного сообщества?
ФОТО Elder von Rabenstein/shutterstock.com
Конференция «Профессиональные основы градостроительной деятельности – взгляд изнутри», проведенная в Петербурге, выдала много «тайн» архитектурного мира северной столицы. Первая: основная часть этих 24 тысяч – не зодчие, а землеустроители, чиновники, специалисты разных уровней, сопровождающие прохождение строительной документации. Их действительно нужно много, учитывая объемы жилищного и промышленно-складского строительства в нашем городе.
Вторая «тайна»: несмотря на то что комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Санкт-Петербурга считается передовым ведомством города по работе с кадрами, нам грозит нехватка архитекторов.
Председатель комитета – главный архитектор северной столицы Владимир Григорьев сообщил: «На сегодня мы не можем констатировать полное благополучие в обеспечении сферы градостроительства и архитектуры квалифицированными кадрами. Несмотря на то что уровень безработицы невысок и составляет всего 6%, в отрасли ощущается дефицит хороших специалистов».
По данным комитета по труду и занятости населения, в сфере градостроительства и архитектуры сейчас 1572 вакансии. Если объем жилищного строительства будет расти прежними темпами, то к 2030 году только в области территориального планирования потребуется на 15 – 20% больше специалистов, чем наличествует на сегодня.
«Чем раньше занимались кадровые службы? Формулярами! А теперь есть понятие выработки и реализации кадровой политики», – пояснил Григорьев. Напомним, что с 1 июля 2016 года в госструктурах могут работать только лица, соответствующие требованиям профессиональных стандартов. Правда, для архитекторов и градостроителей таковые еще не утверждены.
Третья «тайна» архитектурного мира. Самыми востребованными на отраслевом рынке профессиями стали не архитектор или дизайнер, а программист систем обеспечения градостроительной деятельности, проектировщик объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и экономист. Именно их не хватает в первую очередь.
Впрочем, давно известно, что как на стройках не хватает сварщиков, бульдозеристов и механизаторов, так в проектных бюро – ГИПов, то бишь главных инженеров проектов. А такие после вузовской скамьи растут на производстве не менее пяти лет. И это при условии что молодого ГИПа ведет опытный наставник.
Четвертая «тайна» зодчих: кадры для своей сферы они будут готовить со школьной скамьи. Под крылом КГА создана школа архитектуры и дизайна «Сад», цель которой – профориентация школьников, учащихся лицеев и колледжей. «Сад» начал свою работу в декабре прошлого года в Доме архитектора (особняк Половцева).
Сейчас КГА сотрудничает с 12 петербургскими и 2 иногородними вузами, а также с тремя колледжами нашего города. С начала 2015 года в комитете и подведомственных ему организациях прошли практику 120 студентов петербургских вузов (на 60% больше, чем в 2014-м).
Владимир Григорьев предложил создать на базе Архитектурно-строительного университета институт главного архитектора. Это не новое вузовское подразделение, а инструмент обмена опытом между признанными зодчими и начинающими архитекторами.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5654) от 03.03.2016.




Комментарии