Жаркий ветер над Невой

Украшенные гроздьями воздушных шаров двухэтажные автобусы с артистами на открытых палубах двигались с бодрым музыкальным сопровождением. Но очень медленно. Пробки, спутник любых гуляний, в день рождения города неизбежны. Зато у петербуржцев на всем протяжении Невского проспекта была возможность хорошо рассмотреть экзотические национальные костюмы и проникнуться атмосферой праздника.

Жаркий ветер над Невой | Врач, предприниматель и актер Андрей Суберу отлично вписался и в реалии северной столицы, и в ее историко-культурный контекст. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Врач, предприниматель и актер Андрей Суберу отлично вписался и в реалии северной столицы, и в ее историко-культурный контекст. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В ограниченной двумя мостами «бальной зале» (в которую уже второй год подряд на несколько часов превращается Стрелка Васильевского острова) танцевали многие. Самодеятельные артисты - на сцене, зрители - в «партере». С амфитеатра - ступеней Биржи - гости больше наблюдали и снимали на видео яркое зрелище. Бал национальностей нынче прошел в Петербурге уже в третий раз.

- Изначально Петербург был замыслен Петром Первым как город многих народов, конфессий, культур, и он продолжает оставаться открытым миру и каждому человеку, который приезжает к нам с добрыми намерениями, - сказал губернатор Георгий Полтавченко. - У нас сегодня живут представители более чем 150 национальностей и национальных групп, но мы - одна семья. А объединяет нас любовь к нашему городу, к его жителям и желание помогать друг другу во всем, делая Петербург еще лучше. Каждый житель на протяжении всей его истории вкладывал в него часть своей души, таланта и культуры. Именно в единстве многообразия сила нашего города и всей многонациональной России.

Программу трехчасового концерта (24 номера силами коллективов национально-культурных объединений) Дому национальностей Санкт-Петербурга, по признанию его директора Елены Кузнецовой, составлять было непросто - выбирали из обширного репертуара 63 курируемых ансамблей. Выступать хотели и могли все.

- Я 36 лет живу в этом городе и красивее его до сих пор не видела, - обратилась к зрителям участвовавшая в концерте певица Афина. - Я хочу, чтобы мы сегодня объединились - пусть все народы мира здесь танцуют вместе!

Участники хореографической группы «Астери», представлявшей вместе с Афиной землячество «Петрополис», спустились со сцены и вовлекли в стремительный греческий танец зрителей. Томных красавиц из «Сихарули» сменяли озорные бурятские девушки из «Ая-Ганги», исполнительниц бойкой ливанской дабки из русско-арабского культурного центра - татарские хозяюшки, отплясывавшие с ведрами в руках. Менялись напевы, ритмы и характеры, но это не мешало публике возле сцены участвовать в празднике. Подтанцовывали кто как умеет: по-киргизски - под попурри от еврейского благотворительного общества «Ева», по-гречески - под «Калинку-малинку», по-кавказски - под песню от петербургского казахского общества «Ата-Мекен»...

Вокруг сценической площадки тоже кипела жизнь. В шатрах рядом с польскими народными костюмами и предметами быта - оружие и одежда народов Кавказа, костюмы памирских народов, поделки и сувениры. Много людей возле картин: выставлены произведения члена союзов художников России и Грузии и объединения художников «Передвижники XXI век» Тинатин Зарандия-Куталия, акварельные портреты казаков от Вячеслава Лещова и работы молодых художников-студентов из Туркменистана. А вот пробовать свои силы на мастер-классе по арабской каллиграфии из гостей праздника мало кто решается - чаще девушки просят смуглых черноглазых мастеров написать на карточке свое имя...

Впервые в программу бала национальностей оказалась включена презентация музыкальных инструментов - хакасских и памирских.

- Осторожнее, пожалуйста! - Айсели Майнагашева поправляет сбитую резвым мальчишкой струну на хомысе и показывает ему, как правильно держать этот струнный инструмент. Девушка учится в петербургской театральной академии. На родине в Абакане она окончила музыкальную школу по классу традиционных хакасских инструментов, так что сыграть может на любом из тех, что разложены перед ней:

- Вот этот инструмент - цельновыдолбленный из дерева, обтянутый кожей, с двумя струнами из конского волоса - прототип современного хомыса, - показывает Айсели. - На нем хорошо звучат народные песни. На обычном деревянном хомысе с капроновыми струнами можно сыграть все, даже классику. Вот смычковый инструмент ых. А это хакасская флейта - хобырак. Сейчас ее делают из полимерной трубы, обмотанной берестой, а раньше - из высушенного стебля борщевика.

Бубен из козьей кожи сегодня, к сожалению, звучит слабо и глухо - слишком сыро для него в Петербурге. А вот охотничий инструмент пыргы гудит громко и впечатляюще.

- Нужно выдохнуть из себя весь воздух, а потом с силой втянуть его через пыргы, - объясняет девушка. - Получается маралий зов.

Самый главный хакасский инструмент чотхан (смахивает на длинные двусторонние гусли с костяными подставками под струны) сейчас мощно звучит со сцены, усиленный динамиками. Рожденная в его недрах мелодия в ритме скачки верхом по бесконечной жаркой степи будто подгоняет певца. Горловое пение сменяется звукоподражанием - свистом ветра, голосами животных. Все это так странно и необычно - особенно здесь, на фоне Невы. Но, пожалуй, и чуть созвучно ветрам северной столицы.

Ансамбль исполнителей на традиционных африканских барабанах еще не вышел на сцену, но одетый в традиционный африканский костюм Андрей Суберу (Адиноий Озигис Суберу) уже в центре внимания. С особенным удовольствием с ним знакомятся и фотографируются блондинки. Андрей рассказывает про свой наряд:

- Такую одежду носят народы Нигерии, Камеруна, Судана. Только называется она по-разному: по-камерунски - бубу, по-нигерийски - апада. Но языки разные, а суть одна...

В это время над Стрелкой широко и ясно разносится «Вдоль по улице метелица метет». Выразительный тенор выговаривает русские слова песни с легким акцентом. Петербургский студент гражданин КНР Цинь Чау Цунь срывает бурные аплодисменты.

#бал #Васильевский #остров

Комментарии