Главная городская газета

Жалобы помогут сделать среду доступной

  • 29.03.2017
  • Светлана Дмитриева
  • Рубрика Общество
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Жалобы помогут сделать среду доступной | Иллюстрация majivecka/shutterstock.com

Иллюстрация majivecka/shutterstock.com

О «доступной среде» можно говорить и писать столь же бесконечно, как и создавать ее. Ведь рассчитывать на полную доступность всего и для всех невозможно, это, по сути, никем в мире на 100% не достигнутый идеал. Но все же шаг за шагом мы идем по этому пути, и, если сравнить с началом 2000-х, когда он только начинался, изменения существенны. Сейчас на повестку дня вынесены уже не пандусы у подъезда и возможность пользоваться общественным транспортом, столь горячо обсуждаемые десять лет назад, а доступность получения услуг как в государственных, так и в коммерческих учреждениях.

Существующий в Петербурге план мероприятий по улучшению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг именуется «Дорожной картой». Его исполнители - 16 отраслевых комитетов и 18 администраций районов города. По мнению первого зампреда комитета по социальной политике Петербурга Галины Колосовой, сегодня уже удалось «сформировать понимание и механизмы».

- Конечно, в госсекторе этому уделяют больше внимания, - говорит она, - но каждый комитет, который работает с коммерческими или социально ориентированными негосударственными организациями, обращает внимание на те условия, которые позволили бы сделать их услуги доступными.

Так, по данным комитета по образованию, в городе 96 общеобразовательных учреждений (реконструированных или вновь построенных), не представляющих сложностей для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Еще в 137 школах проведены мероприятия по организации безбарьерной среды, они являются опорными площадками по развитию инклюзивного образования.

- Мы понимаем, что сразу все школы и детские сады полностью оборудовать невозможно, - говорит ведущий специалист комитета по образованию Татьяна Прокопенко. - Поэтому делаем поэтапно: например, в нынешнем году в бюджете Петербурга на эти цели предусмотрено 50 млн рублей. Со временем все наши образовательные учреждения смогут принять на обучение любого ребенка.

В системе социального обслуживания - свой план. В приоритетном перечне 339 объектов, полная доступность на сегодняшний день обеспечена на 25 и в 313 созданы «условия доступности» (в них входит сопровождение инвалида кем-то из персонала).

- Человеку с инвалидностью надо зайти на сайт учреждения, - советует Галина Колосова. - Там в обязательном порядке должны быть отмечены условия получения услуг инвалидом, чтобы человек мог понять, доступно ли ему это учреждение, и, если в нем не созданы условия, получить аналогичные услуги в другом.

В качестве эксперимента автор статьи «пробежалась» по сайтам нескольких учреждений как социальной сферы, так и сферы здравоохранения. На полноту анализа не претендую, но на всех случайно выбранных сайтах районных комплексных центров соцобслуживания и поликлиник действительно существует раздел «Доступная среда». К сожалению, качество информации в нем сильно разнится.

На одном ресурсе при переходе в этот раздел «уважаемых посетителей» призывают «ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в здания нашего учреждения инвалидов и других маломобильных граждан» и далее эту информацию представляют в форме понятной таблицы с картинками: от кнопки у двери и тактильных табличек со шрифтом Брайля до парковочных мест и номера телефона с именами ответственных за эту самую доступность. На другом же в разделе «Доступная среда» обнаруживается только список всех отделений центра с адресами и телефонами.

Та же история и с поликлиниками. На сайте одной - подробнейшее описание входов, выходов, табличек, наличия туалетов для инвалидов. На сайте другой - некий документ, сообщающий, что «мероприятия по улучшению доступности среды для инвалидов и маломобильных групп населения в поликлинике проводятся постоянно» и далее в том же бюрократически-описательном духе. Особенно порадовало сообщение, что «в настоящее время объекты поликлиники доступны частично избирательно (ДЧ-И (К, О, Г, У)». Какую смысловую нагрузку несут буквы в скобках, для автора этих строк осталось неизвестным.

Так что «в теории» информация о возможности получения услуг в государственных учреждениях открыта и существует, а на практике все не так оптимистично, и в некоторых случаях раздел «Доступная среда» служит исключительно для «отписки».

Конечно, создание такой среды дело обоюдное и без интереса самих потребителей «доступности» - невозможное. Речь не только об участии инвалидов в разработке планов, экспертизе объектов, к чему в нашем городе их активно привлекают уже много лет. Но и о том, что человек, столкнувшийся с нарушением закона, с отсутствием или «формальным» присутствием доступности, должен информировать об этом вышестоящие инстанции.

- Я на коляске сейчас могу воспользоваться любым общественным транспортом, что еще пять лет назад было невозможно, - рассказывает Павел Запорожец, заместитель руководителя общественной инспекции инвалидов «АВИП», советник председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга. В целом он оценивает ситуацию как «весьма хорошую», но считает необходимым отметить один аспект. - Низкопольного транспорта еще не хватает, однако водители проинструктированы, помогают. Да, иногда случаются отказы, но о них же надо сообщать! Чтобы, наказав виновных, облегчить жизнь остальным...

К сожалению, привычки «сообщать» у нас как раз и нет. И можно сколько угодно делиться негодованием в кругу семьи и друзей, писать гневные посты на своей странице в социальной сети и обсуждать «как все плохо» с соседями - ситуацию это мало изменит. В то время как сообщение в ответственный за работу учреждения орган свою лепту в общее дело внесет.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 29.03.2017 под заголовком «Доступность в картинках».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook