Зеленая агломерация

Дэвид Рудлин - урбанист из Великобритании, управляющий бюро URBED, лауреат престижной профессиональной премии Wolfson (2014 г.). Он участвовал во II Международном форуме пространственного развития в Петербурге и рассказал о путях развития современных агломераций. В основном - на примере Манчестера, города, где живет и работает.

Зеленая агломерация | Иллюстрация Maya2008/shutterstock.com

Иллюстрация Maya2008/shutterstock.com

Еще лет сорок назад Манчестер был в упадке, смотрелся не лучше, чем сегодня разорившийся американский Детройт. Но сегодня английский мегаполис вновь на коне.

У этого города интересная история. Манчестер - первый в мире промышленный город. Он бурно рос в период индустриальной революции в конце XVIII - XIX веке, когда его население удваивалось каждые десять лет. Манчестер стал и первым в мире мегаполисом, создавшим свою агломерацию (жители стали переезжать на окраины). Сейчас Манчестер, Ливерпуль, Лидс и Шеффилд образуют агломерацию, где живут больше 10 млн человек.

Но Манчестер первым из городов постиндустриальной эпохи стал потихоньку умирать. Удивительно и то, как он потом сам себя и возродил.

После Первой мировой войны люди мечтали о собственных маленьких домиках, вырваться из тесных квартир. Возник образ - «город-сад», люди стали уезжать из центра. Чем богаче, тем дальше. Именно тогда вошли в моду уже знакомые нам таунхаусы.

Градостроительная политика откликнулась на социальную эволюцию. Следующей идеей стало создание «зеленых поясов» вокруг города. Тем временем в старой доброй Англии промышленность приходила в упадок. А с ней и города, которые возникли, чтобы обслуживать предприятия, которые навсегда теряли конкурентоспособность. Это был вызов эпохи, на который в числе прочих должны были ответить и архитекторы.

Манчестер стал возрождаться из центра города. Ставку сделали на развитие новых отраслей индустрии, науки. Здешний университет - один из самых престижных в стране. Потом урбанисты добились создания системы скоростного общественного транспорта. В сердце агломерации Манчестер - Шеффилд - Лидс сохранили лесной массив, у которого было две задачи: а) не дать городам слиться в один мегаполис; б) создать «генератор кислорода» в городском окружении.

«В современной застройке не надо стремиться ввысь. Можно, проиграв в этажности, не проиграть в числе квартир. Мы составили простые правила. Я называю их «три магнита»: пригороды, центр города и устойчивость городского сообщества», - пояснил Дэвид Рудлин.

В конце ХХ века Манчестер боролся за право проведения Олимпиады, но проиграл Барселоне. Но «маленькая Олимпиада» (Игры экс-Британского Содружества) в начале нынешнего века стала для Манчестера утешительным призом. Подобного рода события дают шанс ускорить развитие мегаполиса. Главное - суметь этим шансом правильно воспользоваться.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.


Комментарии