Здесь хорошо...

Побывать в Ивановке – имении С. В. Рахманинова на юге Тамбовской области – я хотела давно. Вроде бы и ехать не так далеко, но добраться до него самостоятельно очень сложно. И вот подарок судьбы: туристические фирмы города расширили географию маршрутов внутри страны и такая поездка стала возможной в рамках выходного дня. 17 часов пути на юго-восток от Питера, и поезд прибывает в Тамбов.

Здесь хорошо... | Музыка рождалась в этом кабинете с окнами в сад.<br>ФОТО АВТОРА

Музыка рождалась в этом кабинете с окнами в сад.
ФОТО АВТОРА

Город памятников

Тамбов основан в 1636 году по указу царя Михаила Романова как крепость на правом берегу реки Цны. Он не был разрушен ни в одну из войн XIX – XX веков, поэтому здесь сохранились оригинальные дома именитых горожан и купцов, торговавших зерном, выращенным на тучном черноземе. В яркий и нарядный архитектурный облик города внесли весомый вклад богатые благотворители, построившие на свои средства училища, больницы, дома призрения и роскошные храмы.

От железнодорожного вокзала широкий бульвар приводит к набережной реки Цны – любимому месту отдыха горожан. Здесь обилие фонарей, лестниц, цветов и смотровых площадок. Рядом с набережной на Соборной площади стоит высоченный Спасо-Преображенский храм – самый древний на тамбовской земле. Недалеко находится открытый в 2014 году в бывшем особняке фабриканта-миллионщика М. В. Асеева музейный комплекс «Усадьба Асеева». Сам дом – белокаменный дворец в стиле модерн – строение модного московского архитектора Льва Кекушева, возведен в начале XX века. В нем нашлось почетное место и для филиала государственного музея-заповедника «Петергоф».

В Тамбове много разных памятников, среди них особо выделяется пронзительный монумент «Тамбовскому мужику»: босой крестьянин правой рукой сжимает нательный крест, левой – соху, а ногами попирает оружие и политические лозунги. Мужик олицетворяет собой разоренное крестьянство в 20-е годы прошлого века. Трехметровое бронзовое изваяние скульптора В. С. Острикова стало популярным туристическим брендом наряду с «Тамбовским волком».

В ознаменование 70-й годовщины со Дня Победы открыли памятник военным музыкантам и композиторам, которые жили и работали в Тамбове, – В. И. Агапкину и И. А. Шатрову. Композиция скульптора А. Миронова представляет собой пятиметровый гранитный нотный лист с неровным краем по вертикали. По его обеим сторонам стоят композиторы с инструментами в руках. На одной стороне листа выбит фрагмент нотного текста марша «Прощание славянки» В. И. Агапкина, на другой – вальса «На сопках Маньчжурии» И. А. Шатрова.

А в парке возвышается памятник С. В. Рахманинову. Композитор смотрит вниз на реку и дали за нею, в руках держит шляпу и как бы прощается навсегда с этим краем. В Тамбове Сергей Васильевич бывал неоднократно, в нем проживали много знакомых, близких и родных композитора. По дороге из Москвы на железнодорожном вокзале ему приходилось несколько часов ждать переформирования камышинского поезда, на котором он ехал дальше, в Ивановку. Чтобы скоротать время, Сергей Васильевич предварительно сообщал о своем приезде кому-нибудь из тамбовских друзей и деликатно спрашивал разрешения на то, чтобы «заехать к Вам и на Вас посмотреть, посидеть и кофею выпить, если дадите».


Семейное гнездо

Во времена Рахманинова это была провинциальная дворянская усадьба в степной части юга Тамбовской губернии. Сергей Васильевич на поезде доезжал до станций Ржакса или Уварово, а потом добирался до имения на лошадях. Вот эти последние километры от железнодорожных станций до Ивановки являются камнем преткновения и в наше время. Если нет автомобиля, то доехать на перекладных проблема.

Расстояние от областного центра до имения по шоссе около 120 километров. По обеим сторонам дороги засеянные поля уходят за горизонт: кукуруза, сахарная свекла, пшеница, красавец подсолнечник весь в цвету. Народ в автобусе оживился: как жизнеутверждающе смотрится работающая земля! Каждому захотелось запечатлеть эту картину. Последний поворот, и вот уже ворота с металлическими нотами ведут в усадебный парк. Рядом с ними доска объявлений о предстоящих концертах и мероприятиях в усадьбе. На афише вечернего концерта фамилии артистов – лауреатов международных конкурсов, приехавших из Саратова, Киева и Ростова-на-Дону. Такие встречи здесь проходят по выходным дням, когда посетителей много. Для музыкантов большая честь выступить в имении Рахманинова.

С середины XVIII века Ивановка принадлежала роду дворян Сатиных, потомков Рюрика. Их имение возникло на берегу реки Вязовки, а название получило в честь основателя – Ивана Сатина. В конце XVIII века речка пересохла, после чего ее русло перегородили четырьмя плотинами. В результате образовался каскад прудов, на берегах которых и обосновалось имение. К концу XIX века усадьба превратилась в крупное хозяйство. Здесь помимо жилого дома и флигеля были хозяйственные постройки, старый и молодой парки, ягодники, огороды.

Хозяйка имения В. А. Сатина приходилась Рахманинову родной теткой по отцу. Будучи студентом Московской консерватории, он жил у нее летом в течение нескольких лет. По воспоминаниям двоюродных сестер, Сергей Васильевич бесконечно занимался, совершенствуя свою пианистическую технику, и много сочинял. Ивановка с молодых лет была Рахманинову родным домом. Впоследствии, когда он женился на Наталье Сатиной, взял на себя обязанности по содержанию имения и освобождению его от долгов. Ивановка стала композитору семейным гнездом, здесь родились две его дочери. Как правило, зимой Сергей Васильевич жил в Москве, выезжал на гастроли, а летом его сердце всецело было отдано Ивановке. Ему хотелось, чтобы все здесь выглядело отлично. Он провел водопровод, купил сноповязалки, сеялки, косилки. Хотел выписать трактор, на котором собирался работать сам.

В гости к композитору приезжали многочисленные друзья и коллеги. На чайном столе в парке возле усадебного дома никогда не остывал самовар. Значительную часть доходов от концертов композитор вкладывал в содержание имения. За все время, которое музыкант жил здесь, это составило около 120 тысяч рублей. (Для сравнения: за большое имение ректор Петербургской консерватории Н. А. Римский-Корсаков заплатил в 1909 году 15 тысяч рублей.) Мечтой Сергея Васильевича была покупка автомобиля. В 1909 году он сообщает в письме: «Только автомобиля мне и не хватает. А то всего достаточно...».

Но Рахманинову пришлось проститься с Ивановкой навсегда весной 1917 года. На пороге усадебного дома толпа крестьян потребовала передать им земли имения. По свидетельствам очевидцев, чьи воспоминания зафиксированы, Сергей Васильевич сдержанно выслушал требования и вскоре вместе с семейством покинул свой благословенный уголок, оставив в сердце непроходящую тоску и воспоминания о 27 годах, проведенных на этой земле.

В 1920-е годы Ивановка оказалась в центре «антоновского мятежа». По нескольку раз в день деревня переходила из рук в руки. Были разрушены все 24 строения имения.


Возрождение

Знаменитое имение начали воссоздавать в 1968 году с открытия комнаты-музея Рахманинова в здании ивановского сельского клуба. Спустя десять лет принято решение об учреждении в деревне Дома-музея композитора. И закипела работа по сбору предметов, связанных с жизнью великого музыканта. Большим подспорьем к воссозданию усадебных построек, интерьеров усадебного дома и флигеля стали воспоминания Софьи Александровны Сатиной, сестры жены композитора. Она прожила долгую жизнь, в течение которой собирала материалы о Сергее Васильевиче. И написала воспоминания о нем.

Благодаря финансовой поддержке внука композитора А. Б. Конюс-Рахманинова был воссоздан усадебный дом. В возрождении парка с посадочным материалом помогла выдающаяся советская певица И. К. Архипова, давшая концерт для работников Ботанического сада Академии наук СССР. В качестве гонорара благодарные слушатели отправили из Москвы в Ивановку целый грузовик сортовых саженцев.

В июне 1982 года состоялось открытие Дома-музея Рахманинова, в 1987 году преобразованного в Усадьбу-музей. В самом доме и во флигеле, в которых размещалась семья композитора, воссозданы интерьеры. Посетители подолгу задерживаются в кабинете Рахманинова: небольшая по площади комната, ее левый угол занимает стол со стопкой партитур и портретом матери Л. П. Бутаковой. Любовь Петровна в молодости проявляла большие музыкальные способности, прекрасно пела и занималась до замужества у А. Г. Рубинштейна. Посреди комнаты стоит рояль, один из двух находившихся когда-то в имении. Он чудом уцелел после всех погромов и был обнаружен в запасниках Тамбовского краеведческого музея. На рояле лежит четырехоктавная немая клавиатура, на которой Сергей Васильевич тренировал руки во время поездок. Стены увешаны фотографиями профессоров Московской консерватории и друзей-музыкантов.

В парке усадьбы отреставрирована знаменитая дорожка, выложенная красным кирпичом, по которой любил гулять Рахманинов. Во время прогулки к композитору нельзя было подходить, поскольку в это время он обдумывал музыкальные темы своих будущих произведений. В имении это соблюдалось неукоснительно.


Каждый год в начале лета

Но Сергей Васильевич вернулся в свою Ивановку. Недалеко от усадебного дома гостей, как и положено, встречает сам хозяин. Скульптор В. Я. Малофеев изобразил музыканта дирижирующим. Оркестра, разумеется, нет, но перед ним тот ландшафт, который во многом был источником его вдохновения.

Побывать в Ивановке интересно в любое время года, но лучше весной, в мае, когда на аллеях парка цветут роскошные кусты сирени, их более 40 сортов, а певчие птицы наполняют воздух своей музыкой. Каждый год в начале лета здесь проходят фестивали с участием знаменитых оркестров и музыкантов. В Ивановке Сергей Васильевич написал много произведений, в том числе и несколько десятков романсов, среди них «Здесь хорошо...» на слова Г. Галиной. Почти каждый исполнитель считает своим долгом его спеть или сыграть в инструментальном переложении, чтобы передать чувства композитора, рожденные окружающей природой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5626) от 21.01.2016.


Комментарии