Зажигая звездочки
Мчатся сквозь метель тряпичные олени, запряженные в войлочные сани, скачет по степи всадник с послушным беркутом на руке...
Эти и многие другие сюжеты можно было увидеть в минувшую пятницу на выставке в Санкт-Петербургском театре марионеток им. Е. С. Деммени. Большинство картин, фотографий, поделок из металла, дерева и других материалов приехали из самых отдаленных деревень и поселков страны. Авторов лучших работ наградили призами и дипломами. Так прошел финал IV всероссийского фестиваля одаренных детей «Уникум», который проводится под эгидой Министерства культуры РФ.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В нынешнем году участие в конкурсе приняли дети 10 – 14 лет из 75 регионов страны. 75 лучших работ юных художников и фотографов было представлено на выставке в Петербурге. Если первый фестиваль смог объединить 200 человек, то в этом году уже свыше 500 человек прислали на отборочный этап почти тысячу работ. Есть одно обязательное условие – произведения должны отражать культурное наследие региона или населенного пункта, который представляет участник. Поэтому фестиваль называется еще и культурно-туристическим: если все эти работы вместе экспонировать, получается своего рода художественная туристическая карта России.
Основная цель конкурса – найти талантливых детей в разных регионах страны. Особенно внимательно ищут среди тех, кто живет в селах и маленьких городах, ведь для них это еще один стимул к развитию и, может быть, реальный шанс, что их дар заметят в ведущих художественных школах и вузах.
– Главная наша задача – помочь детям, которые не имеют возможности учиться у ведущих педагогов и у которых часто вообще нет художественной школы в их населенном пункте, – рассказала заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. – Таланты ведь рождаются вне зависимости от того, где живет ребенок. И очень часто дети из нашей глубинки производят на нас более яркое впечатление своей одаренностью. Поэтому на первом этапе конкурса проходит очень большая работа, ведется тщательный отбор талантливых детей, которые занимаются живописью, декоративно-прикладным искусством, фотографией в малых городах и селах. Чтобы вдруг не пропустить какую-то звездочку.
Далее отбор идет на региональном уровне. А потом самые достойные работы отправляются в Петербург. Здесь их оценивает жюри, состоящее из выдающихся деятелей культуры, художников, скульпторов, искусствоведов северной столицы. Вот только несколько имен: генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, официальный фотограф Эрмитажа Юрий Молодковец, директор Театра марионеток им. Деммени Наталья Лунева, актриса Анастасия Мельникова... И выбирать лучших из лучших было ох как непросто!
– Если бы поручили сегодня сказать, какая работа мне больше всего нравится, я бы назвал вот эту, в уголке, – коллекционер живописи, искусствовед Валентин Носкин подводит меня к рисунку, незамысловатому в плане сюжета: сиреневые сумерки мягко ложатся на деревья и крыши деревенских домов. Работа Ады Демьянченко из города Черкесска. – Это совершенно роскошное по цвету, колориту и стилю произведение. Оно очень напоминает работы известной художницы Гели Писаревой. Ясно, что этот ребенок о ней ничего не знает, но вот так он удивительно чувствует и видит...
А одну из главных наград получила двенадцатилетняя Янжима Цыбденова из города Кяхта. Ее графика «В мире грез» удивляет ощущением какой-то хрупкости – в окружении театральных масок, гигантских листьев и корней стоит тоненький черно-белый человечек.
– Это я в своем внутреннем мире, – объясняет Янжима. – И вот те маленькие человечки на листьях и корнях – тоже я. Они черно-белые, потому что в каждом из нас есть что-то плохое и хорошее, радостное и грустное, и во мне тоже.
Уже три года Министерство культуры РФ экспонирует работы победителей в рамках крупнейших международных культурно-туристических форумов и выставок. Их видели жители Вены, Милана, Афин, Белграда и других городов.
– В 2013 году в Праге мы впервые показывали работы наших победителей – экспозиция была развернута в Пражском национальном театре, – вспоминает Алла Манилова. – И меня поразило то внимание, которое жители чешской столицы уделяли творчеству наших ребят, как они удивлялись, читая незнакомые для них названия российских деревень и небольших городов. А когда работы экспонировались в Вене, директор Российского центра науки и культуры спросила: «Что нам делать? Австрийцы хотят покупать эти работы». Мне очень хотелось, чтобы картины наших ребят висели в домах австрийцев. Но мы даже не подумали, что такое можно сделать, и я вынуждена была отказать: авторские права – это святое...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.
Комментарии