Защитить от защиты

Напряженная работа по защите несовершеннолетних от вредной информации идет полным ходом. «Детозащитники», казалось бы, уже сделали все возможное и невозможное, но не планируют почивать на лаврах или на чем они там привыкли почивать.

Защитить от защиты | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Очередная потрясающая ограничительно-запретительная инициатива: она касается социальных сетей в частности и глобальной сети Интернет вообще. В определенных законодательных кругах отношение к этому технологическому чуду такое же, как у «ничьей бабушки» из «Вороньей слободки» в бессмертном романе Ильфа и Петрова. Не верила бабка в электричество и не расставалась с керосиновой лампой. Кстати, хату спалила именно она. Складывается впечатление, что наши «законодательные бабки» тоже не верят в технический прогресс. И если бы от меня что-то зависело, пока они что-нибудь важное не спалили, я бы предложил временно «заморозить» любые инициативы по защите детей он вредной информации и провести небольшую инвентаризацию наших достижений в этой области.

А достижения есть. Как известно, вся публичная продукция – книжные полки, спектакли и телепередачи – теперь имеет возрастную маркировку. И тут дело не в том, следует ли кто-нибудь рекомендованным ограничениям. Дело в принципе: мы опасный участок «колючкой» огородили, но если кто полезет куда не надо и порвет штаны – это его личное горе.

Однако и в достижениях не все идет по-задуманному. Думаю, все заметили: если в телесюжете появляется не совсем одетое женское тело, некоторые его части стали выглядеть, как размытые пятна. Даже если «обнаженка» оправдана по сюжету. Мало кто задумывался, почему нам не жалко героев многочисленных современных «стрелялок», но до слез жалко героинь фильма «...А зори здесь тихие». Помните? Перед последним их боем была баня, и режиссер смог показать, какие эти военные девочки красивые, молодые и очень, очень живые. А через несколько минут экранного времени их убивают. А когда в этой сцене по экрану передвигаются мутные пятна с тазиками...

Те, кто не любит наших отчаянных законотворцев, попытаются объяснить это просто бездумным применением безумных законов, но у меня на этот счет есть свое суверенное мнение. Лично я вижу во всем этом признаки коварного заговора. Создавать у детей и подростков (т. е. именно в период становления сексуальности) установку, что все, что связано с женским телом, неприлично, греховно и вообще «бяка», может только гей-лобби. Если бы это было не так, то на экране бы «пятнали» и мускулистые мужские торсы. Но ограничения касаются только женщин.

Опять же не все в порядке на ТВ с использованием обсценной лексики. Да, несколько табуированных слов убраны из звукового ряда двумя способами. Если во время какого-нибудь ток-шоу герой пытается выражаться экспрессивно, то коварное слово вырезают и образуется звуковая лакуна: можно подумать, что несовершеннолетние этого не заметят и не попытаются достроить реплику героя в первозданном виде. Второй способ – «художественный»: тут пошли по пути обогащения разговорного русского языка. Вместо глагола, который признан бесконечно вредным, активно используются его «благопристойные» синонимы, самые безобидные из которых типа «шпилить» все равно дают понять (а то и представить себе), какой именно процесс имеется в виду. Зато соблюдена буква закона.

А суровая жизнь – она идет своим чередом. В одной из петербургских школ проходило родительское собрание второго (запомните) класса. И учительница, обращаясь к одной из родительниц, предъявила претензию, что ребенок дамы постоянно использует в речи именно обсценную лексику. «Не придирайтесь к ребенку, – ответила мамаша, – парень дома слышит, как мы разговариваем, вот и несет это в школу».

И не реакция мамаши здесь была удивительна. Удивительно было отсутствие реакции на происходящее у остальных родителей. Судя по всему, их понимание того, какая информация для их детей вредна и от чего детей следует защищать, совсем не совпадает с тем, что надумали себе наши законодатели.

И вот посетила меня крамольная мысль. Может, не стоит сопротивляться естественному ходу вещей? Пусть идет как идет. Ну не растут бананы на Крайнем Севере, а от осины глупо ждать апельсинов. Нас вроде бы никто особенно не защищал от того, что сейчас считается «вредной информацией». Мы же как-то выросли, справились сами.

В заключение – маленькое социально-экономическое наблюдение. Есть такая мировая франшиза – проект «Телепузики». Довольно удачный. Смешные и неуклюжие телепузики обязательно здороваются со всеми, по-доброму относятся друг к дугу – короче, жутко положительные и вежливые. Поскольку герои стали популярными, идет коммерческое освоение проекта: выпускаются товары для детей бренда «Телепузик» – игрушки, «пузи»-молоко, «пузи»-творожок и т. д. Так вот, в России проект с телепузиками провалился с треском. Никто не полюбил этих толерантных европейских толстячков. Зато наши умельцы быстро сваяли компьютерную игру «Убей телепузика».

Не все добрые и вежливые герои у нас приживаются. У нас и в этом смысле зона рискованного земледелия.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5699) от 12.05.2016.


Комментарии