Главная городская газета

Запечатленная история

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Запечатленная история | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, известный под аббревиатурой ЦГАКФФД, отмечает свое пятидесятилетие. Юбилею посвящена выставка «Сохраняя моменты прошлого...» в здании городского архивного комитета (Таврическая ул., 39).

- Сервильному отношению к истории, когда ее события вырывают из контекста и пытаются подгонять под конъюнктуру политического момента, мы можем противопоставить только правду, а она - в том числе и в фотографиях, - сказал во время открытия экспозиции директор петербургского информцентра ТАСС Александр Потехин.

У архива - две знаковые даты. Первая - 1929 год, основание коллекции, когда был создан фотосектор Ленинградского областного архивного бюро. Через семь лет его реорганизовали в Ленинградский областной фотоархив, просуществовавший до начала войны. Уже к концу 1930-х годов в его собрании насчитывалось более 200 тыс. фотонегативов и позитивов, в том числе коллекция Карла Буллы и его сыновей. Вторая дата - создание самостоятельного учреждения, существующего по сей день. Отправная точка - решение исполкома Ленгорсовета от 7 июля 1966 года.

- Нам доверяют свои негативы лучшие фотомастера города, поэтому наша коллекция очень востребована, - подчеркнула директор архива Оксана Морозан.

В редакциях городских газет и журналов, как правило, не было фототек и специальных лиц, отвечавших за хранение фотодокументов. Исключением стала редакция «Ленинградской правды», которая передала в архив ряд личных собраний крупнейших мастеров.

На выставке речь идет лишь о некоторых ленинградцах-петербуржцах, чьи коллекции хранятся здесь. Александр Бродский (отец поэта), фотограф Гатчинского дворца-музея Михаил Величко, фотокор «Смены» и «Вечерки» Валентин Голубовский - всех не перечислишь...

Собкор ТАСС Юрий Белинский, выступая на открытии выставки, подтвердил: он передал свои материалы в ЦГАККФД - это и надежно, и почетно, к тому же здесь с ними работают специалисты, которым можно доверять.

Свои фотоколлекции передают предприятия и учреждения. К примеру, в 1998 году в архив поступили первые фонодокументы на магнитной ленте: фирма «Скороход» поделилась магнитофонными записями передач своего заводского радиоузла за многие годы.

- В 2010 году на хранение поступили фотоматериалы Большого драматического театра начиная с 1919 года. Это огромный массив негативов, причем на стекле. До сих пор это собрание еще разбирают наши сотрудники, - рассказала завотделом комплектования архива Алина Захарова.

Шла речь на выставке и о том, что не все мечты полувековой давности сбылись. В здании в Мучном переулке, где находился архив, не хватало места для кинодокументов, и они оставались в распоряжении ведомств, где подчас хранились в ненадлежащих условиях.

- Поэтому, например, погибла часть кинодокументов по блокаде Ленинграда - они находились в подвалах Троицкого собора. Тогда было принято решение передавать такие материалы на временное хранение в архив кинофотодокументов в Красногорск. Туда увезли более двух с половиной тысяч коробок с пленками Ленинградской студии документальных фильмов, датированными 1942 - 1953 годами, - пояснила Оксана Морозан.

В 1967 году исполком Ленгорсовета принял решение построить специальное здание в Ленинграде для хранения кинодокументов. Институт «Гипрокино» разработал проект, был даже выделен участок земли на Ерофеевской улице в Невском районе, но все так и осталось на бумаге. Теперь уже и улицы такой нет: ее «упразднили» в 1976 году...

А поскольку специального помещения для кинодокументов у архива так и не появилось, его сотрудники курировали работу по сохранности фондов на ведущих киностудиях города. С тем чтобы в дальнейшем, когда будет возможность, эти материалы все-таки попали в ЦГАКФФД.

- Но жизнь опять внесла коррективы: архивы киностудий стали частью петербургского филиала Госфильмфонда. Теперь их перевозят для хранения и реставрации в Москву. Так что у нас кинодокументов на традиционных носителях почти нет - всего шесть единиц. Но мы готовы принимать современное документальное кино на цифровых носителях. Электронное хранилище готово, мы уже принимаем снимки от фотографов в цифровом виде, - рассказала Оксана Морозан.

В данный момент идет процесс по передаче в ЦГАКФФД большого массива фотодокументов в цифровом виде - из районных администраций и ряда городских комитетов. Запечатленное на этих снимках уже стало историей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook