Запчасти шли на войну

Российское оружие «гуляет» по всему миру. И речь не только о легальных поставках, осуществляемых «Рособоронэкспортом» и приносящих в страну столь нужные нам валютные дензнаки. Наши зенитно-ракетные комплексы, к примеру, стоят на вооружении тех, кому мы их не продавали и никогда не собирались продавать.  У тех же, скажем, самостийных повстанческих группировок, воюющих на Ближнем Востоке. Конечно, до новейших С-400, слава богу, пока еще никто не добрался. Но старые советские разработки (в том числе снятые у нас с вооружения и давно не производящиеся) весьма в мире популярны. Более того, оказывается, налажена целая система поставки запчастей и комплектующих к ним. О том, как это происходит на практике, говорят материалы уголовного дела, рассмотрение которого недавно завершилось в Выборгском городском суде Ленинградской области.

Запчасти шли на войну  | ФОТО предоставлено пресс-службой УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

ФОТО предоставлено пресс-службой УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

На скамье подсудимых сидели те, кто с успехом (и явно не один год) торговал достижениями советского военно-промышленного комплекса (что, кстати, еще раз подтверждает его высочайший, до сих пор во многом не превзойденный уровень). Разумеется, пусковые установки с ракетами и кабины управления они при всем желании переправить за границу не могли. Эти «игрушки» оказывались там другим путем. Ну, скажем, были отобраны в боях, похищены или перекуплены у тех, кому мы (как во времена СССР, так и в постсоветские) их действительно продавали. Или извлечены из каких-нибудь полуистлевших ангаров на просторах бывших союзных республик. В свое время этого добра было произведено море. И что куда подевалось после развала великой страны и множества локальных войн, установить, увы, удается далеко не всегда.

То же самое – с комплектующими и запчастями к системам вооружения. Только в еще больших масштабах. «Бесхозные» зенитные ракеты, скорее всего, уже все отысканы и разобраны. А вот бесхозных запчастей – новеньких, в заводской упаковке и смазке – по необъятным воинским складам, брошенным военным городкам, ремонтным заводам, похоже, еще не счесть. Дело за малым – найти эти залежи и научиться их разрабатывать с пользой для своего кармана.

Как выяснилось, эту науку с успехом освоили двое питерских ученых – отставные офицеры (соответственно, полковник и подполковник), а ныне сотрудники Санкт-Петербургского филиала Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН) Геннадий Попов и Юрий Сарычев. Оба в свое время закончили Михайловскую артиллерийскую академию, послужили в войсках, хорошо разбирались в советских системах зенитно-ракетных вооружений и явно знали, где лежат их запчасти, которые у нас уже могут и не понадобиться.

Извлечь их оттуда оказалось не так уж и сложно (учет и контроль в нашей армии до недавних времен были явно не на высоте), а кое-что, как ни удивительно, и просто продавалось за копейки на радиорынках. Но ведь надо было еще и суметь переправить все это за границу и там найти покупателя!

Первая часть этой задачи откровения не представляет. Ну да, на таможне «кто-то кое-где у нас порой» берет взятки за то, чтобы закрыть глаза на сомнительный груз. Нет, если бы там были, скажем, снаряды или патроны, желающих рисковать своей головой, наверное, было бы немного. А когда везут какие-то непонятные железяки, оформленные как газовое оборудование (а так оно реально и оформлялось), таможенный инспектор может просто сделать умный вид и не задавать лишних вопросов. За что получит свою небольшую мзду. При этом он практически ничем не рискует, поскольку во всем разбираться и во все вникать в его обязанности не входит. А взятку поди докажи...

Вторая часть задачи гораздо сложнее. Покупатели столь специфического товара, понятно, на каждом углу не стоят. Однако при желании их можно найти. Признаюсь, впервые узнал, что в США работают специальные коммерческие структуры, специализирующиеся на закупках наших военных «раритетов» и перепродаже их... Пентагону.

Канал поставок работает стабильно, фирмы эти имеют солидную репутацию и регулярно выигрывают конкурсы, объявляемые главным американским военным ведомством. Деньги тамошних налогоплательщиков, разумеется, тратятся не зря. Кое-что из купленного «железа» еще представляет военный интерес (не все же оно от списанных систем, многое еще исправно служит в наших войсках), а остальное идет на подпитку «дружественных» режимов. Правда, иногда там стреляет уже и по самим американцам.

Вопрос же о том, откуда берут товар вышеуказанные фирмы, задавать неприлично. Бизнес есть бизнес – каждый крутится как умеет. На самом же деле чудес, конечно, не бывает – продавцы находятся через Интернет. Судя по всему, именно там и произошло знакомство американских бизнесменов с будущими фигурантами того самого уголовного дела.

Сам момент знакомства в деле, разумеется, не зафиксирован. Поэтому сколько и чего было вывезено и сколько денег на этом было заработано до того, следствию доподлинно неизвестно. Зато точно известен московский подельник Попова и Сарычева – некий коммерсант Сергей Кабанов. Когда-то он занимался фармацевтическим бизнесом, потом нашел более прибыльное занятие – стал продавать за границу приборы и запчасти наших зенитно-ракетных комплексов, военных самолетов Су-27 и Су-31 и прочее.

По имеющимся данным, до знакомства с питерскими партнерами Кабанов использовал разные каналы переправки товара за рубеж, в том числе через аэропорт «Шереметьево» или фурами через Латвию. Но, после того как возник этот «деловой контакт», выяснилось, что самый оптимальный и безопасный путь – автомобилем через российско-финскую границу. Дорожка, что называется, была уже протоптана.

В деле – два эпизода, квалифицированных следствием как контрабанда оборудования, которое может быть использовано при создании вооружения и военной техники. Первый раз автомобиль с «газовым оборудованием» был задержан на погранпереходе «Брусничное» 30 августа 2013 года. За рулем сидел некий гражданин Беляев, который, по его словам, профессионально занимался перевозками через границу и содержанием груза не интересовался – что, дескать, мне дали, то и везу.

По идее, уже тогда таможня могла бы копнуть поглубже – а то ли это оборудование, которое обозначено в декларации? Но ее почему-то (почему – сейчас разбирается транспортная полиция) заинтересовало лишь одно: физическое лицо пыталось провезти через границу явно коммерческий груз. Сие есть не более чем нарушение режима декларирования. Беляев отделался легким испугом. Но его работодатели на свою беду должных выводов не сделали и снова отправили груз в Финляндию. На этот раз за рулем сидел уже другой человек – Владислав Панин. Ему повезло меньше.

В ночь с 2 на 3 сентября 2014 года Панина после пересечения таможенной границы (вполне, заметим, успешного) «принимали» уже сотрудники ФСБ. И тут было все по-серьезному. Для идентификации изъятого груза чекисты пригласили спецов оборонных предприятий. И те схватились за головы. Перед ними были запчасти к РЛС, а также зенитно-ракетным комплексам «БУК М1», «КУБ» и «Оса». Аналогичное «добро» объемом аж в две «Газели» обнаружилось потом на обысках у фигурантов дела. На их счастье, все это было уже не секретное оборудование, иначе им бы вменялась не контрабанда, а, возможно, гораздо более суровая статья «госизмена». «Попутно» у Панина нашлось несколько частей от пистолетов «Глок» и автомата АК, а также боеприпасы к ним и средства их снаряжения.

Задержанные «коммерсанты» долго не запирались и дали исчерпывающие признательные показания. В числе прочего осветили и систему оплаты своего труда. Покупатель в расчетах был надежен – товар оплачивал своевременно, каждая поставка стоила примерно 1,5 миллиона рублей по нынешнему курсу доллара. Деньги обналичивались через латвийский банк и делились между партнерами по бизнесу в соответствии с вкладом каждого в конкретную поставку.

Оказалось, правда, что последний платеж немного задержался. Сарычеву, уже сидящему в камере, предложили истребовать его у американцев. При этом он, разумеется, дал им уже не латвийский счет на вымышленное лицо, а свой, петербургский. Покупатели несколько удивились, но деньги послушно перевели. Разумеется, в соответствии с решением суда, на этот раз они попали уже не в карманы ушлых дельцов, а в российскую казну.

Все фигуранты дела заключили досудебные соглашения, поэтому назначенные им приговоры были сравнительно гуманны. Попов получил 6,5 года колонии строгого режима с конфискацией незаконно нажитого имущества в размере 1 млн рублей, Сарычев – 5 лет общего режима (суд учел его преклонный возраст и инвалидность), Панин – 3 года и 9 месяцев строгого режима (ему кроме контрабанды вменили еще и две «оружейные» статьи), Кабанов – 5 лет и 6 месяцев строгого. Все, кроме Панина, однако, сочли наказание слишком суровым и обжаловали его. Виновность их, правда, сомнению не подлежит (таковы условия досудебного соглашения), а вот сроки теоретически могут быть изменены как в ту, так и в другую сторону.

Тем не менее можно считать очевидным, что данный канал поставки военного оборудования закрыт. Но заокеанский партнер наших героев, однако, не спешит объявлять о банкротстве. У него явно есть и другие поставщики. Не исключено, что мы когда-нибудь услышим и о них.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5610) от 21.12.2015.


Комментарии