Запах былых надежд

8 марта многие мужчины подарили дамам своего сердца флакончики духов. Как правило, это импортная продукция массового спроса, приобретенная в крупном сетевом магазине. Между тем в северной столице сформировалась уникальная для отечественной парфюмерии среда, представители которой делают ставку на культуру потребления парфюма, создавая оригинальные композиции. Эти духи, как уверяют специалисты, способны конкурировать с зарубежными образцами. Но почему мы их не видим на полках гипермаркетов? На этот вопрос нашему корреспонденту попыталась ответить основатель петербургского Музея парфюмерии и Школы парфюмеров Элина АРСЕНЬЕВА.

Запах былых надежд  | ФОТО Velveteye/shutterstock.com

ФОТО Velveteye/shutterstock.com

– Элина Васильевна, неужели были времена, когда Россия славилась своим парфюмом?

– До революции Россия была «парфюмерной» страной, ее производство духов не уступало по объему и качеству французскому. Правда, владельцами дореволюционных производств были преимущественно иностранцы, поселившиеся ради бизнеса в России, – Альфонс Ралле, Генрих Брокар, Альфонс Сиу и другие. Парфюмеров они также приглашали из-за рубежа. Так что в чистом виде отечественных парфюмерных производств на российской земле было крайне мало. И в данном случае честнее говорить о едином парфюмерно-производственном европейском пространстве XIX века.


– А как обстояли дела с духами в советский период?

– Советские производства, за редким исключением, возникли на базе конфискованных у «буржуев» предприятий. Фабрика Эмиля Бодло превратилась в московскую государственную косметическую фабрику «Рассвет», компания «А. Ралле и Ко» – в косметическое предприятие «Свобода». «Брокаръ и Ко» ныне парфюмерная фабрика «Новая заря». А «Петербургская химическая лаборатория» продолжила свою историю как фабрика «Северное сияние».

В годы перестройки «Северное сияние» стало сотрудничать с голландским концерном Unilever, который вскоре получил контрольный пакет акций этой фабрики и реорганизовал производство. Сейчас там выпускают антиперспиранты, шампуни, гигиенические товары и даже чай. В начале 1990-х производство духов по советским рецептам было нерентабельным, да и российское законодательство никогда не было дружелюбным к отечественным производителям парфюмерии. В итоге наши фабрики не выдерживали конкуренции с доступными импортными духами. К слову, несколько лет назад тот же концерн купил и парфюмерно-косметическое производство «Калина» в Екатеринбурге, бывшую парфюмерную фабрику «Уральские самоцветы».


– Какие наиболее известные духи были когда-либо выпущены в северной столице?

– Это одеколон «Северный», автором флакона которого стал Казимир Малевич.

Духи «Белая сирень».

Духи и одеколон «Шипр». «Эрмитаж», «Летний сад», «Фрези Грант», «Ленинград», «Северное сияние» (фирменный аромат одноименной фабрики). Серии «Цветы России», «Опалы». Серия концентрированных цветочных духов, куда вошли и знаменитые «Лесной ландыш» и «Белый гиацинт». Вообще об ароматах ленинградской фабрики надо писать книгу, пары строк явно недостаточно.


– В каком состоянии находится промышленное производство духов в современном Петербурге?

– Если кратко – в противозачаточном. Государство не занимается этим вопросом, а частной инициативе запустить рентабельное производство просто не по карману. И дело даже не в организации производства, а в сложном дорогостоящем подготовительном процессе, получении лицензий, разрешений и т. д. Это если не считать кадровой проблемы, поскольку ленинградские парфюмеры советской формации все уже умерли. В нашей стране нет ни одного вуза, хоть как-то связанного с парфюмерным искусством.


– Значит, надеяться на импортозамещение в сегменте производства духов не стоит?

– О модной ныне теме импортозамещения в нашей сфере не может быть и речи, пока не появятся крупные государственные или частные фабрики. Чтобы такая гипотетическая фабрика заработала, нужно помимо квалифицированных кадров, оборудования и сырья доброжелательное законодательство во многих сферах. В первую очередь в области оборота спиртосодержащей продукции.

Кроме этого требуются огромные инвестиции в рекламу и информационную поддержку. Очень трудно переубедить покупателей, что российское может быть наравне или даже лучше импортного продукта. Но самое главное – возродить производство синтетических душистых веществ (как минимум в советских масштабах). Не обойтись и без качественных флаконов – сейчас все «стекло» приходится покупать за рубежом. Что касается дефицита отечественной сырьевой базы, то эта проблема не решится никогда: большая часть растительного сырья физически не может быть произведена в России из-за климата и особенностей почвы.


– Получается, что российские духи – это мираж?

– Отнюдь. С одной стороны, российских парфюмеров, которые в основном концентрируются в Петербурге, можно пересчитать по пальцам. Но с другой стороны – это очень талантливые люди. Они имеют свои частные лаборатории, где создают эксклюзивную продукцию под собственными брендами. У них есть свои клиенты, которые обращаются к ним даже из дальних регионов России.

Но в данном случае уместнее говорить не о производстве духов, а об изготовлении уникальных образцов. Аромат создается в единственном экземпляре и в небольшом объеме (1 – 2 флакона) без каких-то промышленных приспособлений. Бывает, что частные парфюмеры выполняют чей-то заказ на корпоративный аромат, но тогда они продают формулу, а не готовую продукцию, а заказчик уже сам ищет промышленного исполнителя.

Нередко наши парфюмеры работают и «в стол». Такие ароматы либо остаются в семье, либо становятся подарками для друзей мастера. Более реально развитие ситуации, если некий бизнесмен или государственное предприятие заинтересуются этой темой и обратят на них внимание и, к примеру, будут покупать у наших уже подготовленных парфюмеров качественные формулы, не пытаясь взять их в штат и сохраняя таким образом здоровую конкуренцию среди разработчиков. Тогда под парфюмерию можно отладить уже существующие производства, и процесс потенциального становления отечественной отрасли займет меньше времени.


– В чем основное отличие духов из массового сегмента от эксклюзивного парфюма?

– Проще сказать, что общего: компоненты примерно из одних источников и процесс изготовления похож. Разный «социальный заказ», разные по статусу авторы формул, разные принципы и цели составления. Основное отличие такое же, как у массовой одежды и платья от кутюр. И, конечно, итоговое качество у «заказного» аромата выше, если заказ выполнен опытным парфюмером из профессиональных материалов. «Заказные ароматы» ни в коем случае не кустарное творение.

Аромат на заказ нужен именно для возмещения «провалов» в промышленности: заказывают то, чего не могут найти в продаже. А в продаже никогда не будет аромата, сделанного в полном соответствии со вкусами и уникальным «аллергическим профилем» человека. Случайные совпадения бывают, но гарантии нет. Заказной аромат изначально создается «по мерке» и еще на уровне техзадания соответствует запросу клиента.


– Много ли сегодня на прилавках магазинов Петербурга поддельных духов?

– Я не думаю, что в крупных парфюмерных сетях есть подделки, поставщики их тщательно проверяют. А вот испорченный при транспортировке или хранении парфюм, а также сделанный уже по измененной формуле самим производителем встретить можно. Производители сейчас стараются экономить на всем, поэтому и упаковка, и флакон могут оказаться менее качественными, чем 5 – 10 лет назад.

Это касается и содержимого. Формулы удешевляют и стараются приспособить к текущей моде. В непрофильных магазинах шансов купить поддельный товар больше. Единственный гарантированный способ отличить подделку – экспертиза, но эта процедура хлопотная и дорогая. Чтобы снизить риск, рекомендую покупать духи в фирменных, специализированных магазинах или у знакомых мастеров парфюмерного искусства.


– Какие ароматы будут актуальны в парфюмерной моде этой весной?

– Не люблю этот вопрос, поскольку текущая мода меня интересует только с точки зрения историка – на расстоянии 10 лет и больше. Официально в моде будут те ароматы, которые объявят модными со страниц глянцевых журналов. Индустрия массовых продаж уже решила за нас. Наверное, опять нечто с удовым деревом и фруктово-морскими нотами. Однако истинное положение вещей покажет не предложение, а спрос – что из предложенного в итоге купят. Событийный фон сегодня таков, что впору опять переодеваться в суровые кожаные и древесные ароматы, как это было в 1920-е и 1940-е годы. Время покажет, насколько мой прогноз окажется верным.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии