Запад и Восток встретились в Кунцеве

Среди скульптурных композиций на площадях и в парках столицы особо привлекают внимание памятники литературным героям. Они всегда напоминают встречу с давним другом. Вглядываясь в лица, фигуры, непременно вспоминаешь забытые страницы, и снова хочется обратиться к литературному первоисточнику.

Запад и Восток встретились в Кунцеве | Неразлучная парочка из произведений Леонида Васильевича Соловьева. ФОТО АВТОРА

Неразлучная парочка из произведений Леонида Васильевича Соловьева. ФОТО АВТОРА

Кунцево – западная окраина Москвы. Широкая и оживленная Ярцевская улица: автобусные остановки, супермаркеты, толпы прохожих, соблазнительные запахи горячей выпечки. На выходе из вестибюля станции метро «Молодежная» сразу обращает на себя внимание памятник... барону Мюнхгаузену: «самый правдивый человек на Земле» пытается, ухватившись за косичку своего парика, вытащить себя вместе с конем из болота.

Чуть дальше стоит бронзовый Ходжа Насреддин, персонаж восточных легенд и романов Леонида Васильевича Соловьева «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Великий хитрец и защитник обездоленных ведет своего верного друга – серого ишака, не раз выручавшего хозяина в опасных переделках. Под мышкой у Ходжи Насреддина Коран. Книга, по которой он обучал ишака грамоте и богословию.

Земляков Ходжи Насреддина, приезжавших из Бухары в Москву торговать коврами, дорогой парчой, шашками знаменитой стали Гурда и прочими экзотическими восточными товарами, упомянул, перечисляя достопримечательности Тверской улицы, А. С. Пушкин («Бухарцы, сани, огороды...»; «Евгений Онегин», глава VII). Сам же Ходжа Насреддин в Москве никогда не бывал. А вот преемники его злейшего врага – правителя Бухары – эмиры бухарские посещали столицы Российской империи многократно.

Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720 – 1797) по крайней мере один раз побывал в Москве – в 1742 году в составе эскорта, сопровождавшего на коронационные торжества императрицу Елизавету Петровну. Много лет спустя у себя в немецком Боденвердере барон рассказывал своим гостям о том, как русская царица ездила на коронацию в «доме на полозьях». Гости, безоговорочно верившие и тому, как барон летал на разведку на пушечном ядре, и тому, как он вывернул наизнанку волка, и тому, как из оленьей головы выросло вишневое дерево, в этом месте дружно смеялись: ну чистое вранье. На этот раз барон ничего не придумал: в Оружейной палате Московского Кремля и сейчас можно увидеть зимний возок Елизаветы со столом, скамейками и прочей мебелью внутри. И впрямь изба на полозьях!

Памятники барону Мюнхгаузену и Ходже Насреддину – двум знаменитым персонажам Запада и Востока – были открыты, соответственно, в 2004 и 2006 годах по инициативе фонда «Диалог культур – единый мир» и владельца торгового центра, около которого они находятся. Они символизируют неразрывную связь всех народов Земли. Автор обеих скульптурных групп – Андрей Юрьевич Орлов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5646) от 18.02.2016.


Комментарии