Замысел крестьянского сына

Одна из знаковых и спорных идей зодчих в столице Российской империи - проект Этнографического музея авторства Василия Свиньина - до революции не осуществился. Завершить его сейчас не получится - это тот случай, когда даже чертежей не осталось. Тем не менее можно попытаться реконструировать замысел старых мастеров, считает наш современник архитектор Михаил Мамошин.

Замысел крестьянского сына | Проект Свиньина сохраняет актуальность. ФОТО «Архитектурная мастерская Михаила Мамошина»

Проект Свиньина сохраняет актуальность. ФОТО «Архитектурная мастерская Михаила Мамошина»

По стопам Ломоносова

В 1883 г. не имевший образования 18-летний крестьянин села Троицкого Больше-Кобьинской волости Елабужского уезда Вятской губернии Василий Федорович Свиньин (1865 - 1939) направился в Петербург - учиться. Он подал прошение в императорскую Академию художеств о принятии его в число «вольноприходящих слушателей лекции по живописи», через три года перешел на архитектурное отделение.

Еще студентом-академистом Свиньин построил общественную столовую фон Дервиз в Петербурге, церковь в селе Валуевки Новоузенского уезда Самарской губернии. Позже он получил первую серебряную медаль за проект художественно-промышленного музея со школой в губернском городе. В 1891 г. Свиньину была присуждена золотая медаль за проект главной станции железной дороги. В 1892 г. ему вручили диплом на звание классного художника первой степени по архитектуре, дающий право на производство работ.

Василий Свиньин выполнил проект приспособления Михайловского дворца для Русского музея императора Александра III. За него в 1898 г. Свиньину было пожаловано звание архитектора высочайшего двора. Однако главные дошедшие до нас постройки зодчего - это здания Этнографического музея (1900 - 1911 гг.) и жилого дома Русского музея (1901 - 1902 гг.).

Дворец утратил флигель

К сожалению, ансамбль Российского этнографического музея (в то время он имел статус отделения Русского музея) не был завершен автором. Более того: идеи Свиньина, так получилось, стали причиной почти варварства, хотя вины зодчего в этом нет.

Было так. Первый проект В. Ф. Свиньина 1897 г. не предусматривал разборку флигелей великого Карла Росси. Но все же Свиньин разобрал западный флигель, разрушив ансамбль Росси. Сделано это было под диктат заказчиков - Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Работами руководил великий князь Георгий Михайлович.

Самое обидное, что жертва оказалась напрасной. Японская война 1904 - 1905 гг. послужила причиной урезания бюджета проекта Свиньина в два раза и не дала завершить его. Потом были Первая мировая война и революция. Деньги, предназначенные на вторую очередь Этнографического музея, пошли на возведение Корпуса Л. Н. Бенуа Русского музея. К сожалению, зодчий уничтожил весь свой архив. Чертежей садового фасада РЭМ не сохранилось, а вот чертежи предшественника Свиньина - Карла Росси - сейчас найдены в архивах.

Свиньин и Росси

«Я считаю, что не требуется новое строительство, - говорит Михаил Мамошин. - Необходима регенерация и завершение ансамбля Российского этнографического музея и Государственного Русского музея, созданных Росси и Свиньиным».

Предлагаемая Мамошиным концепция стала попыткой примирения трех эпох - высокого классицизма, начала ХХ века и нашей. Садовые фасады ансамбля решены через воссоздание исторических дисимметричных фасадов Росси (Конюшенного и Прачечного корпусов), созданных в начале XIX века и разобранных в начале XX века.

Используется планировка, предложенная Василием Свиньиным. Речь идет о комбинации разнохарактерных экспозиционных пространств: два крытых двора-атриума, два двусветных зальных пространства с балконными антресолями, анфилады залов первого и второго этажей.

В идее достройки есть и практическая нужда. Временные выставки Этнографического и Русского музеев сейчас проводятся в Корпусе Бенуа и в Мраморном зале, и эти залы перегружены.

Создание межмузейного выставочного центра на новых площадях позволит в экспозиционных пространствах (дворы-атриумы, двусветные залы) организовывать совместные художественные, этнографические, исторические и другие выставки. Дополнительный вход, организованный со стороны Михайловского сада, даст возможность реализовать идею Свиньина об устройстве еще одного входа в Мраморный зал с северной стороны.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии