Замочная скважина Вселенной

О срочной пресс-конференции в головном офисе НАСА объявили всего за четырнадцать часов до ее начала. О чем именно пойдет речь, не уточнялось, но ажиотаж вокруг мероприятия удалось поднять нешуточный. Анонс разместили даже отечественные телеканалы. Публика замерла: уж не удалось ли американцам все-таки отыскать инопланетян?

Замочная скважина Вселенной | ФОТО Александра РОЩИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра РОЩИНА/ИНТЕРПРЕСС

На самом деле, конечно, нет, не удалось. Вернее, почти не удалось. Глава отдела науки НАСА Томас Цурбухен радостно улыбнулся журналистам и объявил, что специалисты его ведомства открыли в созвездии Водолея не хухры-мухры, а целую новую планетную систему.

Причем семь планет, вращающихся вокруг небольшой звезды Trapist-1, относятся к земной группе и, возможно, даже имеют на поверхности жидкую воду. А коли так, значит, на планетах не исключено наличие каких-то форм жизни. То есть, может быть, даже и инопланетян. На онлайн-трансляции мероприятия было слышно, как бешено стучат по клавишам журналисты, передавая в редакции сенсационное известие.

Совсем-совсем дошкольником я мечтал быть космонавтом (разумеется, мечтал) и был уверен, что в XXI веке межпланетные полеты будут плевым делом. Чем-то вроде поездки в гипермаркет. Но от третьего тысячелетия прошло полтора десятилетия, и стало казаться, что космонавтика, вместо того чтобы расцвести, почти совсем умерла. Несколько лет назад я специально заезжал на казахстанский «Байконур»: больше всего космодром напоминал античные руины. Грандиозный, но почти совсем мертвый мир. Говорят, у американцев на мысе Канаверал дела обстоят еще хуже. Так что стоит ли удивляться, если зажатые в тиски недофинансирования сотрудники НАСА устраивают все эти цирки с пресс-конференциями, лишь бы свести концы с концами?

Новость насчет открытия целой планетной системы звучит неплохо. Но стоит понимать: речь вовсе не идет о том, что, подкрутив резкость в телескопе, звездочеты разглядели возле звезды Trapist-1 семь светящихся шариков, на поверхности которых голубела жидкая вода.

Все было иначе: группа ученых под руководством Мишеля Жильона разработала компьютерную программу, которая способна отслеживать изменение яркости сразу у многих тысяч звезд. Возможно (предположили ученые), перемена яркости – это что-то вроде затмения, когда перед звездой медленно проплывает, допустим, планета. Или даже семь планет. А раз в спектре света, излучаемого звездой, присутствует водород, то почему бы не предположить, будто на поверхности открытой планетной системы есть моря и озера, да не созвать, черт возьми, по этому поводу пресс-конференцию?

Изучение космоса занятие дорогостоящее. Настолько дорогостоящее, что последнее время от масштабных проектов в этой области отказались почти по всему миру. Да и у редких выживших игроков (вроде того же НАСА или Европейского космического агентства) дела идут вовсе не блестяще. Чтобы жадные чиновники не закрыли их совсем, астрономам приходится изо всех сил публику развлекать. До открытия планетной системы в Trapist-1 главной космической новостью было, например, сообщение о том, что на кадрах с марсохода «Кьюриосити» можно разглядеть небольшого туземца в шлеме и с копьем, пытающегося на марсоход охотиться.

А еще обсерватории и космические агентства завели себе красивые сайты и странички в соцсетях. И лично для меня это стало подлинным подарком судьбы. Когда-то я мечтал стать космонавтом, и желание задрать иногда голову к небесам живо во мне до сих пор. Поэтому не реже чем раз в неделю я сажусь к компьютеру и много-много часов подряд рассматриваю новые фотки из космоса. Что-то со своих орбитальных телескопов выкладывает НАСА. Что-то прямо в режиме онлайн передают японские метеоспутники. У так и не схваченного марсианскими туземцами марсохода «Кьюриосити» даже есть собственная группа «Вконтакте». На главной странице строгое предупреждение: «Мат в чате – месяц без марсохода».

Среди сотен сайтов у меня есть любимые. На некоторых фотографиях видны бури в радиоактивной атмосфере Юпитера. Они напоминают разводы кетчупа на грязной тарелке. На некоторых можно порассматривать серый лед на поверхности планеты Европа. Он немного смахивает на пейзаж где-нибудь на севере Ямала. Когда в окрестностях Сатурна пролетал зонд ЕКА, можно было полюбоваться зрелищем того, как на одном из спутников извергались вулканы. Видно их было не очень, но главное все-таки различимо: за полтора миллиарда километров от места, где я сижу, струи аммиака с ревом взмывают в черные сатурновы небеса...

Особая прелесть в том, что происходит это прямо сейчас. В режиме реального времени. Я сижу дома в своем промятом кресле, ТВ, не замолкая, трещит о политике, приятели в соцсетях обсуждают всякие глупости, а неподалеку от Сатурна извергаются вулканы. Ощущения – будто ты в замочную скважину подглядываешь за моющейся в ванной Вселенной.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии