Заказник «заказали»?

Вокруг этой особо охраняемой природной территории в очередной раз сгущаются тучи. По хрупкой экосистеме уникального природного резервата предполагается нанести мощный удар. Градостроители, проектирующие будущий город Усть-Луга, рассматривают заказник... как зону для отдыха его жителей.

Заказник «заказали»? | ФОТО Сергея КОУЗОВА

ФОТО Сергея КОУЗОВА

Длинные песчаные берега, поросшие ситником, осокой и тростником. Сплошная полоса соснового леса закрывает высокий береговой уступ. Огромный пернатый хищник с белоснежным хвостом – орлан-белохвост – медленно кружится в поисках снулой рыбы. Впереди бескрайнее море камней. Всюду, насколько хватает глаз, валуны: большие и маленькие, островершинные и плоские, они образуют причудливый ландшафт...

Так выглядит с берега балтийский риф – удивительный морской биотоп, прибежище множества живых существ, от моллюсков и рачков до всевозможных рыб, находящих среди зарослей водорослей места для откладывания икры. Между камней, на водной глади, отдельными белыми точками выделяются пары лебедей-шипунов, степенно перемещающихся по прибрежному лабиринту со своими птенцами. На камнях здесь и там возвышаются черные столбики – бакланы сушат крылья после дневной кормежки. На самой дальней банке тучная кольчатая нерпа с трудом выбирается из воды, подставляя свои жирные бока лучам красного вечернего солнца.

Этот край поистине уникален. Именно таким был берег Финского залива до строительства Санкт-Петербурга. Последний оплот дикой балтийской природы сохранился у самой границы с Эстонией на небольшом полуострове, с трех сторон омываемом водами Финского залива. Пограничный режим, удаленность от северной столицы и районного центра, отсутствие нормальных дорог и большого количества пресных источников привели к тому, что он длительное время не был освоен туристами.

Здесь встречается самое большое число видов растений, грибов и животных в Ленинградской области – даже единственный федеральный заповедник нашего региона не может похвастать столь высоким биологическим разнообразием. Где еще на одной территории можно встретить пятнистых оленей, садовую соню, серого тюленя, кедровку и кулика-сороку, увидеть фукус, дерен шведский и сон-траву?

Морские птичьи базары соседствуют здесь с лесными и остепненными угодьями, а суровая тайга перемежается с зарослями дикорастущего дуба и лесного ореха. Кургальский полуостров является рефугиумом – «Ноевым ковчегом» для многих представителей флоры и фауны, ибо лишь здесь имеются все необходимые условия и только здесь их до последнего времени не тревожил человек.

Однако девственная красота полуострова не идет ни в какое сравнение с той экологической ролью, которую играет территория для региона. Это своеобразный источник, дающий жизнь всему Финскому заливу и обеспечивающий возобновление значимых для человека биологических ресурсов.

Что же предоставил человек природе в ответ на ее безграничную щедрость? Увы, немного – незначительный статус заказника регионального значения, прописанные лишь на бумаге ограничения в посещении наиболее ценных участков и одного инспектора, который не может ни выписать штраф за разведенный костер, ни конфисковать ружье у браконьера.

Но и этого было бы достаточно, если бы не те изменения, которые произошли в нашем государстве за последние двадцать лет. В новом тысячелетии Финский залив оказался важным транспортным коридором, связывающим Россию с европейскими странами и должным обеспечивать реализацию ее экономических интересов. В настоящее время в российской части залива ведется бурное строительство крупных объектов инфраструктуры – морских терминалов; по дну Финского залива с его северного берега в 2010 году были проложены две нитки газопровода «Северный поток».

Развитие региона прямым образом коснулось и Кургальского заказника. На побережье Лужской губы, омывающей Кургальский полуостров с востока, был построен крупный многофункциональный порт Усть-Луга. Обслуживать его должны жители Усть-Лужского сельского поселения, которое в кратчайшее время планируют превратить в город на 34 тысячи жителей.

Казалось бы, параллельно со строительством новых объектов следует произвести компенсаторные природоохранные мероприятия, усилить охрану на прилежащих особо охраняемых природных территориях. На деле же все обстоит иначе. Вместо того чтобы озадачиться вопросом, как спасти уникальный Кургальский заказник от последствий урбанизации, представители власти, похоже, решили попросту отправить его «в утиль».

Весной текущего года на общественные слушания был вынесен генеральный план муниципального образования Усть-Лужского сельского поселения, из которого стало очевидно, что проектировщики рассматривают прилежащий к Усть-Луге Кургальский полуостров... как рекреационную зону для отдыха будущих горожан. Своеобразный ЦПКиО, в котором можно прогуляться в воскресенье, устроить пикник, покататься на лодке, позагорать на пляже.

Достаточно упомянуть такие планируемые «нововведения», как создание рекреационных зон вблизи деревень Липово и Выбье (с объектами питания, яхтенного туризма и спортивными площадками), устройство мест для хранения лодок во всех прибрежных поселках и пляжа на берегу озера Липовское, дноуглубление реки Выбья (мелкой болотистой речки на юге полуострова) и организация стоянки автомобилей на плато рядом с деревней Тисколово, а также места для палаточного кемпинга рядом с Тисколовом – в одной из наиболее ценных частей Кургальского полуострова.

Запланированная на полуострове деятельность никак не согласуется с целями создания заказника – сохранение эталонов природных комплексов и поддержания уровня биологического разнообразия. Создается ощущение, что проектировщикам вообще неясна сущность понятия «особо охраняемая природная территория» (ООПТ). Реализация генплана отразится на природе пагубно – приезжающие неминуемо будут вытаптывать растения (в том числе краснокнижных видов), добавится беспокойства животным, увеличится количество бытового мусора, вырастет пожароопасность и так далее.

Что же до идей создания яхт-клуба и лодочных баз, то позволю себе заметить: острова Кургальского заказника закрыты для посещения большую часть года, а использование моторного транспорта вне дорог общего пользования (в том числе водно-моторного, а ведь именно он наиболее популярен у любителей морских прогулок) вообще запрещено положением о заказнике – так о каком развитии водного туризма может идти речь?

Кроме того, планируется выделение на продажу новых участков в поселках Липово, Курголово, Тисколово, Гакково и прочих близлежащих населенных пунктах. Численность населения полуострова, согласно генплану, должна вырасти почти в восемь раз! Формально земли поселков не принадлежат заказнику. Однако подобное увеличение народонаселения критически отразится на состоянии его природных комплексов.

Нынешние поселковые жители по-разному отреагировали на данный проект. Где-то люди проявили активность и общественные слушания собрали многих, имеющих собственную гражданскую позицию по вопросам «освоения» заказника. Так, весьма дружно выступили жители Курголова, несогласные с застройкой побережья Липовского озера. А из некоторых поселков на слушание пришли всего два-три человека.

Генплан, заметим, был согласован с комитетом по природным ресурсам Ленинградской области. В частном разговоре чиновники пояснили, почему они, к примеру, одобряют создание пляжа на Липовском озере – им-де необходимо «пожертвовать», чтобы спасти от наплыва людей другой внутренний водоем заказника, озеро Белое.

Согласиться с подобной логикой трудно. Организация пляжа на одном озере другое никак не спасет и даже, наоборот, усугубит ситуацию: практика показывает, что отдыхающие имеют обыкновение «расползаться» от основного организованного места отдыха и занимать все пустующие «ниши» вокруг. Более того, находятся люди, принципиально избегающие культурные пляжи и предпочитающие им дикие участки побережья. При нынешнем обеспечении охраны проконтролировать «диких» туристов будет невозможно. Кстати, уже нынешним летом жителям полуострова пришлось собственноручно ликвидировать несколько пожаров на берегу «жертвенного» Липовского озера, возникших от костров, оставленных воскресными отдыхающими...

Генплан – не единственная угроза. В конце июня руководство «Газпрома» заявило о намерениях проложить две новые нитки «Северного потока». Предполагаемый маршрут газопровода – южное побережье Финского залива. Помимо собственно прокладки труб намечено строительство компрессорной станции. Что означает вырубку большого участка леса и обустройство промзоны, привлечение большого числа новых людей и автотранспорта. В 2012 году планировалось, что газопровод будет уходить под воду с юго-восточного побережья Кургальского полуострова. Год спустя, после проведения экологической экспертизы, компания официально отказалась от этой идеи, вознамерившись использовать маршрут первых двух ниток. Хотелось бы надеяться, что руководство «Газпрома» не собирается воскрешать планы трехлетней давности.

Мнение экспертов из Санкт-Петербургского государственного университета, много лет проводящих мониторинг состояния Кургальского заказника, однозначно: развивать туризм на территории заказника, конечно, нужно, но это должен быть особый вид – экологический туризм, пеший или конный, по специально проложенному маршруту и в сопровождении квалифицированных гидов. Посещение островов возможно только с научными и научно-познавательными целями в сопровождении специалистов. Увеличение численности населения полуострова недопустимо.

Да и прокладка газопровода (если она осуществится), по мнению экспертов, будет иметь катастрофические последствия для заказника. Нарушатся кормовые условия для сотен мигрирующих птиц, останавливающихся на мелководьях у берегов полуострова. Исчезнут районы нагула ценных промысловых видов рыб, таких как сиг и атлантический лосось. Трубы газопровода увеличат температуру в Нарвском заливе, что будет вызывать более ранний сход льда весной. А ведь именно льды Нарвского залива являются одним из немногих мест размножения балтийской кольчатой нерпы, находящейся в Восточной Балтике на грани вымирания. При строительстве компрессионной станции будут уничтожены места обитания десятка наземных видов птиц и млекопитающих.

Подводя итог, хотелось бы напомнить: хотя Кургальский заказник имеет весьма скромный статус в системе особо охраняемых природных территорий РФ, его международный статус весьма значим – водно-болотное угодье международного значения, находящееся под защитой Рамсарской конвенции, и район Балтийского моря, охраняемый ХЕЛКОМ. Возможно, если не желание граждан сохранить природные ресурсы собственной страны, то хотя бы угроза международного экологического скандала спасет Кургальский заказник от той участи, которая ему уготована?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (5516) от 06.08.2015.


Комментарии