Заглянуть в карман китайцу

В Петербурге спешными темпами внедряется программа China Friendly. Это когда кафе, рестораны и магазины города становятся дружелюбными к китайским клиентам. То есть хотя бы один сотрудник знает китайский, а ценники и меню имеют китайский подстрочник. Пока таких заведений немного, но к концу текущего года сертификат, гарантирующий туристам из Китая высокий уровень доброжелательного сервиса, получат около 50 отелей, магазинов и ресторанов. И интерес к данной программе не культурологический, а корыстный: гости из Поднебесной оставляют в кассе все больше денег.

Заглянуть в карман китайцу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Что они покупают? В основном то, что им рекомендуют гиды... – широко улыбается продавец в одном из петербургских супермаркетов. – А если серьезно, то в основном дорогие марки водки. Икру, шоколадные конфеты в коробках. Ну и по мелочи: сигареты, печенье и прочее. Поскольку чаще всего они приезжают большими группами и тратят довольно много, такой клиент магазину еще как выгоден...»

О каких суммах идет речь? По данным Oxford Economics, в 2015 году китайцы потратили в России 22,6 млрд долларов. В ближайшее десятилетие объем их трат в нашей стране увеличится на 118% и к 2025-му достигнет 49,1 миллиарда долларов. По этому показателю Россия прочно удерживает пятое место в мире и сдавать позиции не собирается.

Объем «чистых» трат туристов из Поднебесной в российской торговле, конечно, меньше. Однако в ассоциации «Мир без границ» подметили: 56% отпускного бюджета китайцы тратят не на музеи или экскурсии, а на шопинг.

Искомый желанными гостями ассортимент не ограничивается продуктами: китайцы активно покупают в магазинах Петербурга ювелирные изделия и брендовый ширпотреб класса «люкс». Из восьми объектов нашего города, включенных в программу China Friendly, торговых предприятий только два – ДЛТ и салон «Янтарь России».

И если первый хорошо известен как средоточие многих магазинов, реализующих подлинные изделия мировых брендов, то второй привлекает туристов из Поднебесной возможностью купить продукцию из балтийского янтаря и русские сувениры. Это и матрешки ручной работы, и натуральные меха, и копии яиц Фаберже, товары декоративно-прикладного искусства с видами Петербурга. Несмотря на довольно высокий уровень цен, желающие приобрести такие товары обязательно находятся.

Китайцы могут сэкономить на отелях, еде или экскурсиях, но изрядно потратиться, к примеру, на приобретение янтаря или изделий из него. В Поднебесной этот солнечный камень ценят не только как украшение, но и как средство традиционной медицины.

По оценке специалистов, если речь идет о шопинге, то с суммами до ста долларов китайские туристы расстаются легко. Значительная часть гостей из Поднебесной – представители среднего класса, поэтому на отдых они готовы потратить сумму, сопоставимую с половиной цены самого тура.

Какой доход это может приносить петербургским рестораторам, отельерам и торговцам? Давайте посчитаем. По данным специализированной информационной системы Ростуризма (СИС), в июле 2016 года среднее количество ежедневно принимаемых туристических групп из Китая в Петербурге составило 13, а максимальное – 22.

По оценке исполнительного директора туристической ассоциации «Мир без границ» Светланы Пятихатки, реальное количество одновременно находящихся групп из Китая можно получить, сложив данные как минимум за три дня. Объясняется это тем, что въезжают они в страну через разные пункты пропуска, а вот их маршрут, как правило, проходит через Москву и Петербург. В результате, по экспертным оценкам, в городе на Неве одновременно могут находиться 50 – 70 групп китайских туристов, каждая из которых состоит в среднем из 30 человек.

В деньгах картина выглядит так: если допустить, что китайский турист за время своего пребывания в северной столице потратит минимум 100 долларов, за месяц «на круг» набегает немалая сумма – 150 тыс. долларов (около 10 млн рублей). И это только «карманные» расходы гостей из Китая, не считая гораздо больших затрат на проживание, экскурсионное обслуживание, питание и прочее. Только туристических компаний, имеющих право обслуживать безвизовых туристов из Китая, в Петербурге сейчас 45. Согласитесь, весомая «копеечка» в кассу петербургских торговли и сервиса.

Вот почему желающих войти в программу China Friendly (а значит, гарантированно получать покупателей из Поднебесной) в Петербурге становится все больше. И если в конце 2015 года участников этой программы в городе на Неве было всего два, к концу 2016-го, по оценке ассоциации «Мир без границ», дружелюбных к туристам из Китая объектов в северной столице будет не менее пятидесяти. А к уже аттестованным отелям, ресторану, музею и двум торговым предприятиям добавятся новые участники, включая как минимум еще три гостиницы и 24 ресторана.

По словам председателя комитета по развитию туризма Петербурга Андрея Мушкарева, для привлечения туристов из Китая предпринимаются шаги и на городском уровне. В частности, разрабатывается туристическая карта города на Неве на китайском языке под брендом China Friendly, которая будет распространяться бесплатно. Не за горами и обновление части элементов турнавигации с указанием объектов интереса не только на русском и английском, но и на китайском языке. «Туристы из Китая – самая большая группа зарубежных гостей, посещающих Петербург, – констатирует чиновник. – Мы приветствуем рост турпотока из Поднебесной и хотим, чтобы этот процесс был взаимовыгодным».

Думаете, только Петербург норовит заработать на китайцах? В настоящее время в программе China Friendly уже участвуют 11 регионов РФ, в которых насчитывается около 50 дружелюбных к китайским туристам объектов. И до уровня Москвы, в которой одних только гостиниц, входящих в нее, уже 24, нам еще пахать и пахать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (5762) от 10.08.2016.


Комментарии