Загадка госпожи Вэй
В Российском этнографическом музее открылась эффектная выставка «Императорский вкус: искусство при дворах князей императорской крови Китая в XV веке», которая знакомит с драгоценностями и предметами быта, созданными во времена династии Мин.
ФОТО АВТОРА
Они обнаружены всего 15 лет назад во время раскопок и хранятся в Музее провинции Хубэй в городе Ухань - одном из крупнейших краеведческих музеев Китая, а также еще в нескольких музеях этой провинции и постепенно вводятся в научный оборот.
Династия Мин правила Китаем с 1368-го по 1644 год. Ее основатель Чжу Юаньчжан придумал, как оборонять страну с помощью отведения родственникам - князьям императорской крови — больших земельных уделов. Система называлась «заслон из вассалов для управления Поднебесной». Князья находились на «содержании госбюджета» и обязывались следить за порядком как в приграничных районах, так и внутри удела.
Одним из таких удельных князей стал в начале XV века Ляньчжуан. Захоронение князя и его жены из рода Вэй с богатой коллекцией украшений и было открыто в 2002 году. Самый ценный и редкий предмет - выгравированное на табличках из позолоченного серебра свидетельство о браке Ляньчжуана и Вэй, которой даруется титул супруги князя императорской крови.
Золотая ажурная подвеска с изображением птицы Феникс была свадебным подарком невестке от императора Сюаньдэ. Госпоже Вэй принадлежали золотые шпильки для волос в форме облаков, цветов сливы и пионов, инкрустированных драгоценными камнями.
Женский золотой набор «три дела» состоит из ложечки для чистки ушей, зубочистки и пинцета для выщипывания бровей.
Княгиня носила разнообразные нефритовые подвески - от миниатюрных фигурок мальчиков, держащих лотосы, до ювелирного изделия, содержащего 349 бусин с резным орнаментом.
Мужчины использовали нефрит с тонкой сквозной резьбой для поясов и для пряжек в виде головы дракона Чи - символа воспитания отцом сыновей. Из мужского золота выделяются буддийские четки на 27 бусин и пластина с изображением танцующего божества Махакалы. Она носилась на шляпе как буддийский амулет - защитник веры.
К общему имуществу супругов можно отнести золотые и серебряные погребальные монеты. Последние имеют надпись: «Процветание из поколения в поколение».
По конфуцианской традиции знатная женщина должна была добровольно последовать за своим мужем в мир иной сразу после его смерти. Но с бездетной Вэй этого не случилось. Ей было «даровано прощение» - заботиться о дочери князя от наложницы и присматривать за дворцом.
В Хрониках династии Мин утверждается, что Вэй скончалась в возрасте 37 лет. Устойчивая легенда гласит, что через десять лет после смерти мужа она выполнила свой супружеский долг.
Проект «Императорский вкус» - это ответный визит, в 2016 году в Пекине была показана выставка «Традиционная культура народов России и Шелковый путь» из собрания РЭМ.
Комментарии