Главная городская газета

Зачем подземке «Фонтан»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Ленобласть: выходные без большегрузов

Движение грузовиков будет ограничено на 23 дорогах 78 региона, где поток автомобилей наиболее интенсивен. Читать полностью

В автобусах Ленобласти к оплате примут «Подорожник»

Вводить новшество планируется поэтапно, до конца текущего года. Каковы детали проекта?
Читать полностью

Гастролер в стаканчике атакует магазины Петербурга

Мороженое в Северную столицу откуда только ни везут - даже из Сибири. И надо понимать, что чем длиннее его дорога к прилавку, тем больше риска купить «неправильный» продукт. Читать полностью

«Меркурий» проследит за молоком?

«СПб ведомости» провели исследование молочного рынка и узнали что связывает штрих-код, шлагбаум и кишечную палочку. Читать полностью

Кто в должниках у ЖКХ, или развод по-петербургски

История с квитанциями, в которых числились долги по квартплате десятилетней давности, далека от завершения. Потому каждой из 418 тысяч семей, которые получили подобное извещение, стоит разобраться в вопросе и вооружиться некоторыми знаниями. Читать полностью

В Петербурге растет штраф за браконьерство

Инициативу согласовали на заседании комитета по законодательству ЗакСа. Читать полностью
Зачем подземке «Фонтан» | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ИНТЕРПРЕСС

«Станция закрыта по техническим причинам» - такие объявления в петербургском метро стали одной из главных особенностей минувшего года. Однако техника здесь ни при чем, в вестибюлях в это время исследовали бесхозные предметы: забытую сумку, рюкзак, а то и полиэтиленовый пакет с батоном. Результат - сотни тысяч не доехавших в нужное время до дома или на работу людей и каждодневно нагнетаемый психоз опасности. Отметим, «ноу-хау» с закрытием станций по причине кем-то забытых вещей - почти исключительно петербургское.

Особенно обострилась ситуация в предновогодние и праздничные дни. К примеру, 28 декабря в течение дня на то или иное время закрывались 14 станций! А вообще, по данным Агентства бизнес-новостей, в 2017 году на вход и выход вестибюли закрывали более 400 раз - в полную силу метровокзалы не работали в совокупности почти 300 часов.

Причем на исследование бесхозного предмета иной раз уходило более трех часов. Однажды станцию «Гражданский проспект» закрыли на вход и выход в час пик (в 17.05), а открыли только в 20.09. Поезда проходили мимо платформ без остановки, и из окон вагонов пассажиры могли наблюдать, как в ожидании специалистов-взрывотехников там около полиэтиленового пакета сидела собака и два полицейских. ОМОН прибыл на станцию только в 19.56. В итоге в сумке был обнаружен... батон. Видимо, поэтому, учуяв еду, пес и сделал стойку у пакета. А пассажиры в это время толпились в давке на соседних станциях - «Академической» и «Девяткино», а затем на остановках автобусов, пытаясь добраться до нужного им места.

- Метрополитен хоть и городское унитарное предприятие, но исполняет коммерческие функции - по оказанию транспортных услуг населению. И если сервис по доставке пассажира от одной станции до другой в расчетное время не выполняется, значит, предприятие не выполняет свои функции в полной мере, оказывает услугу, оплаченную пассажиром, некачественно. И это, конечно, большая проблема, ведь страдают тысячи людей, - так неожиданно с оценки сервиса начал комментарий нашей газете источник в правоохранительных органах. - Одно из условий комфортного оказания услуги - безопасность. Это, пожалуй, даже главное условие. Но если доводить ситуацию до абсурда, то самое безопасное метро - закрытое. Если же оно работает, необходимо обеспечивать меры безопасности с минимальным ущербом для людей.

В ГУП «Петербургский метрополитен» информацию о предпринимаемых мерах безопасности предпочитают не давать, ссылаясь на то, что она закрытая. Причем любую информацию. Даже такую невинную, как ход аттестации кадров, которую транспортные предприятия обязаны провести в преддверии чемпионата мира по футболу-2018. Москва в этом плане открытее. Простой пример. На транспортном форуме осенью прошлого года специалисты службы безопасности столичной подземки рассказали, что на процедуру аттестации направлены 223 их сотрудника, 115 уже аттестованы. Петербургские метрополитеновцы отмолчались.

Тезис о закрытости информации, конечно, удобен. Можно ничего не делать вообще, но заявлять, что информация не для печати. Опять же, это крайний случай - нет сомнений, что в метро многое делается. Однако статус предприятия, оказывающего услуги населению на деньги этого населения, лично вносимые или из дотаций городского бюджета, обязывает это предприятие максимально прозрачно отражать свою деятельность. Пассажиры и налогоплательщики имеют право знать, на что тратятся их деньги. Игра в молчанку здесь неуместна.

Пояснений относительно постоянных закрытий станций от метрополитена тоже немного. Главный тезис - мы действуем согласно инструкции. Таковая действительно существует - под номером 8, принятая еще в 2014 году. Правда, в правительстве города год назад обещали ее пересмотреть и «актуализировать» в целях сокращения сроков закрытия станций при обнаружении бесхозного предмета. Возможно, время обследования сумок несколько уменьшили, но принципиально ничего не изменилось. Станции закрывают ничуть не реже, и тысячи пассажиров все так же вынуждены искать обходные пути.

Удивительно, что ничего подобного не наблюдается в других мегаполисах страны. Например, в Казани, где тоже готовятся к ЧМ-2018. И даже в столице, где количество станций и число пассажиров в несколько раз больше, чем в Петербурге. Поиски по Интернету выдали информацию, что  - да, в столичном метро тоже закрывали станции из-за бесхозного предмета - одну в мае, другую в июле, также в первый день января этого года. Но не в массовом порядке, как у нас.

На станции московского метрополитена «Южная» 1 ноября был обнаружен бесхозный предмет. Вещи обследовали, при этом сообщается: «Эвакуация пассажиров не проводилась, на движение поездов инцидент не повлиял».

- В петербургском метрополитене уже давно должны были задуматься: как, с помощью каких технологий можно обезопасить вызывающий подозрение предмет. Есть устройство под условным названием «Фонтан», позволяющее локализовать взрыв и обезопасить людей и здания от его действия. Внедряемые в метро так называемые интеллектуальные системы безопасности должны быть направлены и на то, чтобы в самый короткий срок распознать, есть ли опасность от бесхозного предмета. Если же говорить о реальных мерах по борьбе с терроризмом, то как можно больше должно быть направлено усилий на предупреждение проноса опасных предметов. Причем не только за счет контроля у магнитных рамок. Если взрыв произойдет даже перед ними, но уже в вестибюле, жертвы могут быть не менее многочисленными. Больше внимания следует уделять подходам к станциям, наблюдению за пассажирами при их приближении к вестибюлям. Эти меры необязательно должны быть скрытными, даже полицейский с собакой отпугнет какого-нибудь юнца-экспериментатора, - отмечает эксперт из правоохранительных органов.

Отметим, упомянутое экспертом устройство не так и дорого - для такого крупного предприятия. Им можно было бы оснастить все станции метро, причем без особой финансовой нагрузки. В метрополитене же пока сосредоточили усилия по предупреждению забывчивости у пассажиров: в вагонах по трансляции передают просьбы не оставлять вещи, что-то делается даже в игровой форме. Насколько это эффективно, трудно сказать.

- О забытых вещах нам звонят каждый день, - сообщили нашей газете в справочной метрополитена по телефону, на который надо обращаться при потере вещей в метро 8(800)-350-11-55. - Если вещи забывают на станции, они после обследования специалистами и составления описи хранятся у дежурной той станции. Если забывают сумки в вагоне, чаще всего они остаются на конечных станциях. Через десять дней забытые вещи передаются в городской Центр находок на Большой Морской улице.

Могут ли быть как-то наказаны граждане, из-за которых закрывают станции и страдают тысячи людей?

- Статей наказания за забывчивость, как известно, нет, - заявили в пресс-службе предприятия.

С точки зрения человеческих отношений, это правильное заявление. Но юридически не совсем верное. Существует форма гражданского иска о возмещении материального ущерба. В том числе ущерба, возникшего от непреднамеренных действий гражданина. Конечно, с такой правовой нормой надо обращаться очень осторожно, тем не менее таковая существует. И гражданам, невнимательным к своим вещам, надо иметь это в виду.

Объявления о закрытии станций по техническим причинам, хотя и звучат в метро практически ежедневно, привычными все равно не станут. Так как каждое из них таит угрозу... Как минимум опоздания, а также что придется менять путь следования. Но главное - напоминает об угрозе жизни. И это, конечно же, не способствует хорошему настроению, нагнетает мрачную атмосферу. Безопасность, безусловно, самое важное, но и цена за нее, в том числе это касается создания плохого или хорошего настроения людей, должна быть соответствующей.

Остается загадкой и самое простое: почему в петербургском метрополитене не перенимают столичный опыт по обращению с бесхозными предметами или, скажем, пример казанского метрополитена? Во всяком случае об использовании такого опыта у нас в городе не сообщалось. Хотя, возможно, подобные сведения в петербургском метрополитене вновь отнесли к разряду «закрытой информации».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook