Зачем люди идут по свету

В России всегда, еще с давних времен, любили путешествовать. Ездили в основном по торговым надобностям. Петр I стал отправлять людей не только в деловые, но и в познавательные поездки.

В XVIII веке путешествия уже стали важной частью жизни светского общества... Об этом и о многом другом – на выставке «Люди идут по свету», открывшейся в музее «Разночинный Петербург» (Большой Казачий пер., 9).

Зачем люди идут по свету  | ФОТО Ditty–about/shutterstock.com

ФОТО Ditty–about/shutterstock.com

В 1885 году в нашем городе появилась первая в России турфирма – «Предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липстона». Спустя десять лет в Петербурге возникло общество велисипедистов-туристов – Русский туринг-клуб. Он занимался не только велосипедными поездками, но и пешеходными, лыжными, конными, автомобильными, речными и морскими путешествиями.

Конечно, не у всех была возможность отправляться в дальние странствия. Путешествовать можно было и в воображении – помогали специальные стереоскопические открытки, на которые смотрели сквозь увеличительные линзы. Мальчишки зачитывались книгами Жюля Верна и Фенимора Купера...

После революции туризм поставили на службу новому государству: устраивали «парады пролетарских туристов», «всесоюзные походы туристов за сырьем для народного хозяйства». А председателем Общества пролетарского туризма и экскурсий в 1929 году стал «солдат революции» прокурор РСФСР Николай Крыленко. «Пролетарский туризм, – утверждал он, – для нас прежде всего есть один из методов социалистического строительства».

Но настоящий размах массового туризма начался спустя несколько десятилетий. Все дороги были открыты, и горы Кавказа были мирными и дружелюбными. Не случайно прямо в центре выставочной экспозиции – палатка, рюкзак, гитара, котелок, велосипед. Все, что напоминает о походной романтике...

– Мы хотели, чтобы представители старшего поколения поделились своим опытом с молодыми, кто сегодня не ходит в походы, кто привык к комфортному пляжному отдыху, – говорит сотрудник музея Виктория Соонвальд. – Хотим напомнить, что в 50 – 70-х годах прошлого века туризм был массовым... Вообще же туризм лично для меня – это намного больше, чем только романтические воспоминания. Это особая энергетика, состояние души, способ отношений с людьми. Если бы у меня всего этого не было в детстве – я была бы совершенно другим человеком. Потому что тот, кто идет рядом в походе, по определению твой друг, потому ты с ним в одной упряжке. Когда тебе будет трудно, тебе всегда подставят плечо. И крепче дружбы, родившейся в походе, не бывает.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5562) от 09.10.2015.


Комментарии