За сидоровой козой

В Бокситогорском районе есть деревня Сидорово, где на берегу красивейшего Сорвозера с давних времен жили вепсы. В день Казанской иконы Богоматери здесь проходит уникальный народный вепсский праздник «Сырный день».

За сидоровой козой | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Согласно легенде здешней земли, давным-давно Божья Матерь избавила жителей южновепсских деревень от падежа скота. У старожилов деревни Сидорово до сих пор хранится древняя икона святой, которую они достают только в этот священный праздник для молебна и проведения обряда освящения молочных продуктов и сыра. Именно поэтому праздник и называется «сырным». После службы в деревенской часовне люди с древней иконой идут крестным ходом к Сорвозеру, где вершится «чин купания» святыни, после которого вода в озере, по убеждению верующих, становится целебной.

Вот и на этот раз ранним утром 21 июля местные жители и гости поселка собрались вместе, чтобы отдать дань традиции. Обряд освящения провел отец Михаил из поселка Ефимовского - самого близкого к Сидорову населенного пункта, где есть священник. Раньше часовни не было, да и батюшка не приезжал. А озеро, молоко и творог в этот день святила местная жительница тетя Нюра Краснова, которой сегодня под 90 лет, а до нее эту миссию выполняла ее матушка...

«Наше озеро непростое... волшебное. Помню, когда я была маленькая, бабки в ночнухах окунались в него, чтобы оставаться здоровыми и молодыми, - вспоминает Татьяна Николаевна, которая родилась в Сидорове, а сегодня является участницей фольклорного вепсского коллектива. - Все жители деревни в этот день набирали из освященного озера воду и дома мыли ей иконы. Также помню, что если болела корова, то ее тоже водили в сырный день купаться в озеро... Даже из соседних деревень для этого приводили коров».

Сегодня в Сидорове нет ни одной коровы. Как говорят местные жители, люди стали лениться держать скотину, да и здоровья не у всех для этого хватает. «В былые времена старики ухаживали за скотиной до 80 лет, а сейчас если и решаются на такой подвиг, то сил хватает только лет до пятидесяти», - сетуют местные бабушки.

Вот и сыр, который нынче освящал отец Михаил, был не собственного производства, как раньше, а привозной... из Петербурга, поскольку единственный продуктовый магазинчик в деревне работает два раза в неделю и ассортимент в нем более чем скромный. Школы и медпункта тут и вовсе нет.

«В деревне Сидорово на сегодня жилыми считаются всего 12 домов, - рассказал глава администрации Радогощинского сельского поселения Виктор Филиновский. - Постоянных жителей, которые остаются в поселке и зимой, около 20 человек. Возраст местных жителей - от пятидесяти и выше».

После молебна на холме, с которого открывается живописный вид на озеро, на импровизированной сцене состоялся концерт вепсских и карельских фольклорных коллективов, которые съехались из окрестных населенных пунктов. В этот день привычную деревенскую тишину огласили красивые песни на вепсском и карельских языках, зрители увидели танцы и постановочные сценки древних летних обрядов вепсского народа.

Были времена, когда на этот праздник со всех концов Ленинградской области и России съезжались до трех тысяч человек. Потом пришло долгое забвение, которое было нарушено только четверть века назад. Как говорят сотрудники комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, интерес к празднику постепенно возобновляется, возрождаются старые традиции. Появляются и новые современные элементы праздника.

«В этом году гостей больше, чем в прошлом, если бы знала, что будет столько народу, сделала бы сувениров больше, - говорит рукодельница из Пикалева Светлана Васильевна. - Я всегда привожу на этот праздник вепсских кукол. А недавно сделала грелку для чайника в образе козы и назвала ее... сидоровой...»

Случайно родившийся бренд пришелся по вкусу участникам и гостям праздника. В этом году «сидоровых коз» на магнитиках разобрали еще до начала гуляний. Правда, брали в основном приезжие.

Местные к новшеству отнеслись сдержанно. После молебна и крестного хода они ушли от праздничной толпы в свои избы, где за накрытыми освященными продуктами столами собрались их дети и внуки. Вообще летом Сидорово оживает, и его население увеличивается до двух сотен человек за счет дачников. Местным бабушкам привозят их внуков, и они на все лето с удовольствием становятся няньками, не забывая прививать свои внукам традиции предков.

#«Сырный день» #праздник #вепсы

Комментарии