За честный градус

«Законы святы, но исполнители лихие супостаты». Как актуально звучит эта крылатая фраза в наши дни. Законов у нас, хороших и разных, на все случаи жизни. А с исполнением – беда.

За честный градус | ФОТО kaband/shutterstock.com

ФОТО kaband/shutterstock.com

Никита Сорокин, руководитель общественной организации «Честный Петербург», вправе судить об этом не понаслышке. В течение года он со своими единомышленниками занимается выявлением контрафактной алкогольной продукции в торговых точках. И пришел к неутешительному выводу, что полиция в такой общественной помощи мало заинтересована.

– Мы работаем по обращениям граждан и по собственной инициативе, – рассказывает Сорокин. – Я живу в Центральном районе. Иду мимо торговой точки, вижу, что там торгуют крепким алкоголем. Информационного стенда в торговом зале нет. Это уже административное нарушение и явный признак – что-то здесь не так. Как обычный покупатель на основании закона «О защите прав потребителей» прошу показать мне лицензию на право торговли алкоголем. В ответ – это типичная реакция: «Нет, дорогой, лицензии, хочешь две тысячи рублей дадим, и иди домой». Записываю адресочек. И таких точек, где без стеснения без лицензии торгуют контрафактом, у меня только по Центральному району больше сорока.

Но еще активнее, чем в Центральном районе, по словам общественников, контрафактом торгуют в Калининском и Выборгском районах. Как идет «отработка» конкретного адреса?

– Звоним в полицию, объясняем ситуацию и просим прислать на место сотрудника, – продолжает лидер «Честного Петербурга». – Но энтузиазма эта просьба у правоохранителей обычно не вызывает. Вот недавний случай. Приезжает по нашему звонку майор полиции: «А вы уверены, что это контрафактная продукция? Я не специалист, а вы вот как-то определили». Странная отговорка. На сайте Росалкогольрегулирования подробно разъяснено, по каким признакам можно определить контрафакт. После нашего звонка в прокуратуру майору уже перезванивают из РУВД. И он говорит: да, он в курсе, что в этой точке реализуется контрафакт. Возможны и другие варианты. Полицейские могут приехать и сказать: «Мы ничего изымать не будем. Оставьте заявление – и до свидания». Бывает и возврат алкогольной продукции. Полиция забирает к себе в отдел контрафакт, а потом мы узнаем, что он возвращается обратно. На каком основании? Непонятно.

Работа общественников на этом фронте «и опасна, и трудна». Никита Сорокин не скрывает, что хозяева торговых точек, где торгуют контрафактом, и взятки предлагают, и угрожают:

– В магазине на Лиговском проспекте меня даже побили за то, что я отказался взять деньги. Обнаружив нарушение, мы имеем право дождаться на месте полицию. А хозяин торговой точки решил, что, если человек отказался взять деньги, он может выкинуть его из магазина. Сейчас по этому поводу возбуждено уголовное дело. Во время проверки торговых точек около станции метро «Озерки» ко мне подошли и предупредили: еще раз здесь появишься – ноги сломаем.

В рейды, а они проходят не реже одного раза в неделю, ребята из «Честного Петербурга» ходят только с правоохранителями. Отчеты, откуда и сколько контрафакта изъяли, публикуются на сайте организации. Сорокин считает, что в ближайшее время основные усилия надо направить на выявление складов, которые поставляют контрафактную продукцию в торговлю. Пока в актив организации можно записать только два таких объекта: на Пискаревском проспекте и склад, обнаруженный в подвале жилого дома на пр. Просвещения.

– На выявление с нашей помощью складов полиция активнее откликается, возбуждаются уголовные дела, – подводит итог разговора Никита Сорокин. – А вообще в проблеме борьбы с контрафактом, ночной торговли алкоголем отчетливо прослеживается коррупционная составляющая. Иначе можно было бы рассчитывать на большую результативность.

По экспертным оценкам Союза производителей алкогольной продукции, доля контрафакта на прилавках российских магазинов составляет около 50%. Специалисты различают два вида контрафактного алкоголя. В чистом виде суррогат, которым можно запросто отравиться, и алкоголь «серый», который изготавливается на легальных предприятиях, но реализуется без уплаты акцизов, из-за чего миллиарды рублей идут мимо бюджета.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5358) от 10.12.2014.


Комментарии