Йогурт под градусом

Парламент принял закон о борьбе с излишками пищевых отходов. Супермаркетам запрещено уничтожать непроданные продукты, которые еще можно употреблять в пищу. Теперь магазины будут бесплатно отдавать такие продтовары благотворительным организациям. Или использовать их в иных целях – например, на корм животных. Почти сенсация. Но не наша, не российская.

Йогурт под градусом | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Колбаса второй свежести

О судьбе продовольственного неликвида позаботились во Франции. Это тамошние супермаркеты должны заключить договоры с благотворительными организациями. Это французским торговым точками за невыполнение закона грозит штраф до 75 тысяч евро, а их руководителям – тюремное заключение на срок до двух лет.

Аналитики ФАО (FAO) – Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН подсчитали, что ритейлеры всего мира ежегодно генерируют около 1,6 миллиона тонн продовольственного мусора. Кажется, для мира не так уж и много. Но это только малая часть «мусорной цепочки». Во всех же ее звеньях теряется до половины производимого в мире продовольствия – 1,3 миллиарда тонн. На менее развитых рынках основные потери случаются из-за технологического отставания – при сборе, хранении и транспортировке сельхозпродукции. На более развитых – при дистрибуции, в сетях и у конечных потребителей.

В «мусор» уходят прежде всего скоропортящиеся продукты. Причем необязательно сгнившие, протухшие, скисшие, но и с критическим сроком годности.

В ассортименте известных сетей, подвизающихся на торговой ниве России, скоропортящиеся продукты составляют половину всего товарооборота. При этом 30% из группы риска занимают молочная продукция, мясные деликатесы, яйца и хлеб; 11% – фрукты и овощи; 9% – охлажденное мясо, птица, рыба. Также в группе риска – мясные и рыбные полуфабрикаты, готовые салаты.

Невостребованные продукты снимаются с полок и утилизируются, утверждают руководители торговых сетей. Снимают их, конечно, не в один миг. Просроченные консервы пытаются продать по скидочным акциям, и на них обязательно находятся покупатели. Товары, срок годности которых вот-вот истечет, поставят на видное место, а свежие задвинут подальше (особенно это практикуется в хлебных отделах супермаркетов). Развесной товар будут реанимировать до последней возможности.

Рецепты «реанимации» – уже не секрет для потребителя. Тут и переработка мяса с тухлятинкой в фарш для всевозможных кулинарных изделий, которые потом продаются в кулинарных отделах тех же супермаркетов. Тут и промывка залежалой вареной колбасы моющими средствами для посуды с дальнейшей инструкцией: «Заветрившийся край срезать и смазать растительным маслом». Кстати, сырокопченую колбасу от плесени тоже оттирают растительным маслом. Залежавшиеся куры идут в гриль. А разделанные их части промывают в растворе марганцовки, за счет чего они избавляются от неприятного запаха и вновь приобретают «здоровый» вид.

А вот и шашлычок на прилавке. Нет никакой гарантии, что он не сделан из старого мяса, «оживленного» маринадом со специями...

Перечислять уловки ушлой торговли можно до бесконечности, не забыв, конечно, практику переклейки устаревших этикеток на фасованных продуктах. В Роспотребнадзоре утверждают, что настоящая этикетка та, что «от производителя», а не «от торговли». Но на фасованном магазином сыре, например, на каждом его кусочке не может быть этикетки «от производителя»! Тут торговля со сроками годности фантазирует на свое усмотрение.

И все-таки немалая часть продовольственных товаров в наших магазинах, как и в упомянутой Франции, остается нереализованной. Куда уходит неликвид? Это зависит от договора с поставщиками. Например, хлебобулочная продукция чаще всего возвращается поставщикам. Все остальное-прочее должно пойти на утилизацию.

А вот раскрывать секреты этой самой утилизации не будет ни одна торговая сеть. Возможно, заставят. Если соответствующая поправка войдет в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».


Еда для мусорного ведра

Агентство по защите окружающей среды США подсчитало, что за год американцы выбрасывают более 36 миллионов тонн продуктов питания на сумму около 165 миллиардов долларов.

Мы не так расточительны?..

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в год россияне выбрасывают около 20 миллионов тонн еды.

Каждый третий житель страны, заходя в магазин, делает бессмысленные покупки, то есть берет с прилавка продукты, которые месяцами лежат нетронутыми в холодильнике, а потом выбрасываются. Чаще всего это происходит потому, что истек срок годности продукта. Именно такую причину указали более половины опрашиваемых. Около 18% из них заявили, что если еда залежалась, то у них не возникает желания ее съесть. Иногда такими продуктами кормят домашних животных. Реже их используют в кулинарии.

Опросив более полутора тысяч респондентов, социологи заметили одну любопытную закономерность. Чем моложе и обеспеченнее потребитель (обычно это люди до 35 лет), тем более необдуман его план похода в магазин. И наоборот: чем ниже уровень дохода потребителя, тем яснее он представляет, что должен купить. Страстью к бессмысленным покупкам страдают также пенсионеры – среди них предостаточно любителей делать ненужные запасы.

Список продуктов, чаще всего отправляющихся на свалку, открывают кондитерские изделия: без особой надобности их приобретают около 26% опрошенных. Также нашим соотечественникам сложно удержаться от незапланированной покупки фруктов и напитков (по 18%); круп и макарон, колбасных изделий (по 14 – 15%). Реже искушение возникает при виде овощей и приправ (10 – 12%), хлебобулочных изделий, масла, готовых салатов (по 8%).

Подсчитав, сколько тысяч тонн мясных изделий выбрасывается ежегодно, переведя общее количество в «живой вес», статистика объявила шокирующий итог: оказывается, общими усилиями мы отправляем в помойку стадо в две-три тысячи голов.

Из молочных изделий чаще всего оказываются в мусорном ведре кисломолочные продукты. Выбрасывают: развесной творог, сметану, рассольные сыры. И, как ни странно, ультрапастеризованное молоко с длительным сроком хранения.

Впрочем, и во всех прочих странах, называющих себя цивилизованными, в мусорные ведра каждый день летят килограммы несъеденной, невыпитой молочки. Кроме одного почти священного дня – 1 июня.

Взгляните на календарь! Как раз – сегодня.


Молочный разгуляй

Сегодня весь мир отмечает не только Международный день защиты детей, но и Всемирный день молока, известный как World Milk Day. В этом году он отмечается в пятнадцатый раз. Его инициатором стала уже упомянутая ФАО.

Во всемирных молочных празднествах одновременно принимают участие сорок стран мира. Несмотря на международный статус праздника, некоторые страны решили отмечать свой, отдельный День молока. В Австралии, например, он приходится на 26 сентября, в Малайзии – на 11 июня, у наших соседей в Финляндии – на 3 июня.

Россия во «всемирном» молочном торжестве относительно широко отметилась только в 2008 году. Центром его тогда стал город Ростов. Потом как-то все сникло...

Зато каждый год по осени больше трети регионов России (в том числе и Ленинградская область) отмечают День школьного молока. Но это уже другая история.

Сегодня же еще на одно любопытное событие стоит обратить внимание. С 1 июня вступает в действие ряд поправок в закон о регулировании алкогольного рынка. Согласно им, пороговое содержание этилового спирта в продуктах, подлежащих государственному учету производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, снизится с 1,5 до 0,5%. Такая продукция должна быть учтена в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

Производители молочки всерьез обеспокоены: похоже, им придется получать... алкогольную лицензию!

Дело в том, что в состав некоторых молочных продуктов (чаще всего в йогурты) входят фруктовые наполнители, имеющие в составе ароматизаторы на спиртовом носителе. Массовая доля спирта в некоторых составляет от 1 до 1,3%. В готовом молочном продукте содержание спирта значительно меньше 0,5%, а сами кисломолочные продукты не входят в список товаров, подлежащих государственному регулированию оборота алкоголя. Однако закупка, хранение и перевозка таких ароматизаторов, согласно изменениям, внесенным в закон, должны учитываться в ЕГАИС.

А это значит, что производители тех же йогуртов должны будут получать алкогольную лицензию, декларировать используемые спиртовые ингредиенты, оборудовать производственные линии специальными счетчиками. Все затраты, естественно, войдут в стоимость продукции, поднимут цены на «спиртосодержащий» товар.

Но йогурт не водка. Несмотря на наличие «спирта», останется продуктом скоропортящимся. Не найдя своего покупателя (кризис на дворе, народ денежку придерживает), он – с куда большей вероятностью – попадет в разряд неликвида.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (05469) от 01.06.2015.


Комментарии