Ягода как морепродукт

...В давние-предавние времена жили-были юноша и девушка. Однажды за какой-то надобностью подалась девица в путешествие и – сгинула в пучине. Дневал и ночевал паренек на берегу, разжалобил владыку морского – выпустил тот деву на берег! Только не в облике человеческом, а бризом морским. Тут быстренько подсуетились божества небесные и превратили паренька в растущее на побережье деревце с серебристыми листьями и бело-розовыми цветами. Они-то позже и превратились в плоды с изысканным вкусом и ароматом и были названы именем верного юноши – фейхоа.

Ягода как морепродукт  | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Привет из субтропиков

Не знаю, кто придумал эту сказку, но время от времени всплывает она на просторах Интернета, вызывая усмешку у профессиональных биологов и ботаников, садоводов и агрономов. Уж кому-кому, а им-то известно имя Джоани де Сильва Фейхо – бразильского натуралиста, директора института естественной истории в Сан-Себастьяно. Это от его имени и дерево, и фрукт получили свое родовое название.

Причем случилось это по историческим меркам не так уж и давно – в середине XIX века. Изучая растения, особенно пригодные в пищу, исследователи обратили внимание на зеленоватые плоды, растущие на небольших вечнозеленых деревьях.

С тех пор родиной фейхоа считаются субтропические районы в Южной Америке: Южная Бразилия, Северная Аргентина, Парагвай, Уругвай. В дикорастущем виде это растение распространено в лесах Южной Америки как подлесок. Ученые назвали фейхоа типичным субтропическим растением, все попытки культивировать его в тропиках закончились неудачей.

Торжественное «шествие» фейхоа по Европе стартовало в 1890 году. Тогда это растение начали культивировать во Франции. Оттуда через десять лет его завезли в Крым и Грузию, Азербайджан, Краснодарский край. Только в 1913-м фейхоа прижилась в Италии, а потом в других странах Средиземноморья. В советские времена фейхоа культивировали во всех районах страны с субтропическим климатом.

Однако на широком потребительском рынке России плоды фейхоа появились только в 1990-е годы. И не из своих субтропиков. Везли их из стран- «родительниц», из Южной Америки. Немалыми поставками отличался Азербайджан. Иногда появлялись плоды из Новой Зеландии – самые крупные, 10 сантиметров в диаметре. И, соответственно, безумно дорогие.

В России немалые плантации фейхоа раскинулись в районе Сочи. По данным Северо-Кавказского института садоводства и виноградарства, фейхоа в этом регионе выращивают почти 70 тысяч садоводов. Занимаются этой культурой и сельскохозяйственные организации. Но как побочным промыслом. Солидного рынка сбыта отечественной фейхоа в стране нет.

Дороже апельсина

Конец октября/начало ноября – сезон сбора созревшего урожая фейхоа. В нынешнем году, как заявляют в аграрных ведомствах Краснодарского края, он «выше среднего». Заключены договоры с перерабатывающими организациями, и при этом – с великим трудом! – удается договориться о поставке продукции в торгующие организации центральных и северных регионов России. Поставщики заламывают цены на фейхоа-ягоду, не соизмеримые с нынешними (кризисными) возможностями потенциального потребителя.

Впрочем, и всегда фейхоа претендовала на позиции товара премиум-класса.

Вот что можно вычитать в пособии для тех, кто задумывается всерьез заняться промышленным производством фейхоа.

«Стоимость плодов фейхоа на мировом рынке чрезвычайно высока и составляет около 1 доллара за штуку весом 30 – 40 г. Приезжающие в Сочи гости из Англии, Франции определяют фейхоа как фруктовый экзот для очень обеспеченных людей. В России на рынках Москвы, Петербурга, Ростова плоды фейхоа, завезенные из субтропиков России, Абхазии, продаются по цене, значительно превышающей стоимость импортных апельсинов, грейпфрутов, лимонов».

Другими словами, «ребята, разводите фейхоа, разбогатеете!».

Но разбогатеть, похоже, не удается. И именно потому, что малознакомая широкому потребителю ягода «значительно превышает стоимость...». Доходит до парадоксов. Как известно, одна из торговых сетей, работающих в нашем городе, «родом» из Краснодарского края. С поставщиками фейхоа – из своего же региона! – она «на ты», и каждую позднюю осень прилавки сети ягодой этой завалены. Однако кусачая цена не дает ей хода...

А может, и оправданна дороговизна фейхоа? Ведь утверждают же знатоки, что это единственное растение, которое можно сравнить... с морепродуктами. Изюминка ягоды, ее уникальность и основная ценность – в высоком содержании водорастворимых соединений йода (3 мг на 100 г плодов), которые хорошо усваиваются организмом человека. Одна-две ягоды, и суточная норма обеспечена. Поэтому фейхоа применяют при заболеваниях щитовидной железы, связанных с недостатком йода в организме.

Одно «но»: столь полезное свойство характерно далеко не для всех фейхоа. Зависит оно от района произрастания. В некоторых плодах обнаружены только, говоря языком исследователей, следы йода.

Кроме йода в состав фейхоа входят еще 93 полезных вещества. В ней есть почти все витамины, пектины, клетчатка, яблочная кислота, микро- и макроэлементы, незаменимые сахара. Достаточно быстро фейхоа помогает наладить обмен веществ, снизить давление и «успокоить» сердце.

Яблоки начинают и выигрывают

В целом рынок теплолюбивых фруктов эксперты делят на два сегмента. Субтропический, который представлен как раз фейхоа, а также цитрусовыми (лимоны, апельсины, грейпфруты, мандарины), хурмой, гранатами, инжиром. И тропический – бананы, ананасы, киви, финики, авокадо, манго...

Эксперты утверждают, что для рынка плодоовощной продукции до сих пор характерно расширение ассортимента поставок из-за рубежа плодов, ранее являвшихся достаточно экзотическими для российского потребителя. И хотя яблоки все еще остаются самыми популярными плодами (душевое потребление доходит до 12 килограммов в год), на второе место вышли бананы (9,3 килограмма), потеснив цитрусовые (8,2 килограмма).

А в общем потреблении фруктов давно уже преобладают субтропические и тропические плоды. Современные технологии возделывания и логистики позволяют реализовывать их практически повсеместно, а относительно невысокая стоимость большинства делает их достаточно популярными как среди населения, так и среди технологов общественного питания.

Наверняка кому-то по карману окажется и фруктовый деликатес фейхоа. Потому запомним: он хорошо сочетается с различными морепродуктами, особенно с благородными рыбами. Рыбу можно фаршировать фейхоа, а можно просто подавать плоды как гарнир. Профессиональные кулинары уверяют, что пикантный вкус фейхоа хорош и как приправа к свинине и мясу птицы. В гарнире фейхоа отлично смотрится с отварными небольшими овощами – морковью, брюссельской капустой, цукини. Но сами плоды лучше не подвергать термической обработке – они становятся чересчур мягкими.

Ну а в местах произрастания фейхоа, в том же Краснодарском крае или Дагестане, из фейхоа делают варенье, джемы, компоты, десерты, салаты и соусы.

Знатоки подсказывают, как правильно выбрать фейхоа при покупке.

* Стоит остерегаться гладких глянцевых ягод. Они были срезаны с ветки совсем зелеными, а значит, не успели накопить полезных веществ.

* Ценная фейхоа – матовая с множеством мелких морщинок.

* Желательно заглянуть внутрь хотя бы одной ягодки из выставленной на продажу партии. Плод надо разрезать вдоль. Если мякоть прозрачная, то он созрел.

* Если плод коричневого цвета, то он уже подпорчен.

* Если мякоть белая и непрозрачная – плод недоспел.

В сыром виде фейхоа сохраняют все свои свойства не более недели. А потому, покупая ягоды с запасом, их лучше сразу слегка переработать. Например, просто протереть с сахаром.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в октябре по сравнению с сентябрем повысились на 0,6% (с начала года – на 11,5%).

В октябре значительно выросли цены на яйца – 9,2%, сельдь соленую – 6,9, масло подсолнечное – 4,7, сметану – 3,6%.

Плодоовощная продукция в среднем стала дороже на 0,3%, в том числе огурцы – на 28,2, помидоры – на 18,3, бананы – на 8,8, апельсины – на 6,6%. При этом снизились цены на морковь – 21,0%, картофель – 8,4, свеклу – 7,4, капусту свежую – 3,1, яблоки – 2,4%. Снижение цен отмечалось также на рыбу мороженую неразделанную – 3,2%, рыбу охлажденную – 1,9, сахарный песок – 2,3%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах октября составила 4211 рублей 15 копеек в расчете на месяц, что на 34 рубля 71 копейку ниже, чем в сентябре.

Из непродовольственных товаров рост цен отмечался на ткани – 5,4%, обувь – 3,9, телерадиотовары – 3,6, персональные компьютеры – 3,1, бытовую технику – 2,8, одежду – 2,6%. Табачные изделия подорожали на 1,9%, медикаменты – на 1,5%.

Ветеринарные услуги стали дороже на 7,1%. Медицинские – на 1,6%, в том числе удаление зуба – на 5,4, изготовление зубной коронки – на 5,1, съемного протеза – на 3,6%. Снизились цены на санаторно-оздоровительные услуги – на 13,3% и автострахование – на 1,9%.


Скидки

В гипермаркетах «Лента» – акции по продаже широкого ассортимента мясной продукции. На 21% подешевела говядина мраморная «блэк ангус», мякоть бедра (1 кг – 459 руб. 99 коп.); на 20% – филе бедра индейки (1 кг – 285 руб. 99 коп.); на 17% – окорок свиной без кости (1 кг – 239 руб. 99 коп.). Дешевле на 36% стали сосиски «Сливочные» (1 кг – 314 руб. 99 коп.); на 32% – ветчина «Столичная» вязанка (500 г – 129 руб. 99 коп.).

*В универсамах «Пятерочка» – скидочные акции на молоко и молочные изделия. На 22% подешевело молоко «Большая кружка» (жирн. 2,5%, 1450 г – 69 руб. 90 коп.); на 19% – сметана «Большая кружка» (жирн. 20%, 330 г – 45 руб. 90 коп.); на 14% – сливки «Домик в деревне» (жирн. 10%, 200 г – 29 руб. 90 коп.). Масло сливочное «ГОСТ» сбросило с прежней цены 23% (180 г – 59 руб. 90 коп.); сыр «Сметанковый» – 20% (150 г – 89 руб. 90 коп.).

*В супермаркетах «Спар» – большой выбор кофе и чая по скидочным ценам. Лидер скидок – кофе молотый «Паулиг» – 50% (2 шт. по 250 г – 299 руб.). Кофе растворимый «Жардин» в мягкой упаковке подешевел на 33% (150 г – 230 руб.); кофе растворимый «Арабика» – на 25% (95 г – 236 руб.). Чай черный «Шах голд» сбросил с прежней цены 26% (25 пакетиков – 43 руб.); чай «Гринфилд» травяной – 25% (25 пакетиков – 59 руб.).

*В универсамах «Перекресток» можно сэкономить на покупке рыбы. Форель непотрошеная охлажденная там подешевела на 25% (1 кг – 299 руб.); щука потрошеная – на 21% (1 кг – 149 руб.); толстолобик – на 21% (1 кг – 99 руб.). Форель слабосоленая сбросила с прежней цены – 25% (200 г – 149 руб.); сельдь филе-кусочки в масле – 21% (370 г – 99 руб.). На 31% подешевела икра лососевая (140 г – 219 руб.).

Данные из каталогов торговых сетей по состоянию на 7.11.2015



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5582) от 09.11.2015.


Комментарии