Тонизирующая опасность «энергетиков»

Без малого сорок лет назад некий австриец по имени Дитрих Матешиц, находясь на отдыхе в Таиланде, пристрастился к тамошним тонизирующим напиткам. Питие было настояно на тропических травах, не содержало ни грамма алкоголя и основными его покупателями были водители автотранспорта. Оно бодрило, щекотало нервы и поднимало работоспособность.

Тонизирующая опасность «энергетиков» | Рисунок Валерия Тарасенко

Рисунок Валерия Тарасенко

Без малого сорок лет назад некий австриец по имени Дитрих Матешиц, находясь на отдыхе в Таиланде, пристрастился к тамошним тонизирующим напиткам. Питие было настояно на тропических травах, не содержало ни грамма алкоголя и основными его покупателями были водители автотранспорта. Оно бодрило, щекотало нервы и поднимало работоспособность.

Кто кого окрыляет

Решив осчастливить соотечественников и всю Европу «энергетиками», Матешиц, засучив рукава, взялся за дело - создал линию по производству напитков-стимуляторов. А первым был тот самый, который окрыляет... Однако борьба за разрешение на массовое производство и продажу заняла почти три года (государственные органы требовали подтвердить безопасность неизвестного напитка). Да и первые несколько лет продаж на рынке Австрии не покрывали вложенные средства.

Тогда олигарх принял решение расширить поставки энергетика в Венгрию и Германию. И выйти на российский рынок, что, собственно, и произошло довольно быстро.

Теперь компания ежегодно выпускает 1 миллиард банок и отправляет продукцию в 70 стран мира. Состояние самого герра Матешица на начало нынешнего года превышало 15 миллиардов долларов.

В Петербург, по утверждению аналитиков рынка, «энергетики» пришли раньше, чем в Москву. Объясняют это менталитетом жителей северной столицы, нашей - цитируем по официальному отчету - «склонностью к западной моде». И до сих пор российский рынок «энергетиков» в наибольшей степени ориентирован на обитателей мегаполисов, где уровень материального состояния, даже в кризисные времена, выше, нежели в небольших городах.

По данным аналитических агентств, среди безалкогольных напитков сегмент «энергетиков» сейчас один из самых растущих как в натуральном, так и в денежном выражении. В прошлом году его объемы увеличились на 17%. Для сравнения: продажи воды выросли только на 1,8%. Другие категории напитков упали: газировка - на 0,7%, соки и нектары - на 7,9%, квас - на 14,3%, холодные чаи - на 12,5%. Но тут надо учитывать, что на падении спроса сказалось холодное лето 2017-го.

«Энергетики» же не так связаны с сезоном, они стабильно востребованы во все времена года. В общем и целом таковых на рынок в прошлом году было поставлено 185 миллионов литров. Прогноз на нынешний год - до 202 миллионов литров. Столь заметный рост эксперты объясняют в том числе и повышенным спросом на «энергетики» во время чемпионата мира по футболу. Не пройдем и мимо того факта, что ведущие производители таких напитков становятся спонсорами многих соревнований, команд и отдельных спортсменов.

Кроме болельщиков на энергетическое питие основательно подсели сами спортсмены, студенты, водители, завсегдатаи ночных клубов.

По вкусу «энергетики» почти не отличаются от обычных газированных напитков. В состав большинства входят углеводы, аминокислоты, витамины и минералы, продукты растительного происхождения и кофеин. Любители этой «заряженной» газировки утверждают, что возбуждающее действие «энергетика» длится 3 - 4 часа. В отличие от кофе, которого хватает на пару часов.

Тест на живучесть

Кофеин действительно бодрит, но - может быть, для кого-то это станет открытием - не обогащает организм энергией. «Энергетики» дают лишь кратковременный тонус, после чего наступает «истощение», чреватое бессонницей, раздражительностью, депрессией. Потому и требуется еще одна доза «допинга», потом вторая, третья... Организм привыкает к искусственной выработке так называемого гормона радости. И становится неспособным к его самостоятельному воспроизводству. Появляется зависимость сродни алкогольной или наркотической.

В производстве энергетиков, к слову, используют синтетический кофеин. Что же касается аминокислот, углеводов, минералов и витаминов, то они компенсируют энергозатраты лишь частично.

В полезности «энергетиков» наши контролирующие органы засомневались лет через пять после того, как напитки уже надежно обосновались на товарных полках, а телереклама не уставала агрессивно продвигать тоники в массы. К тому же их стали теснить слабоалкогольные коктейли-«энергетики». По стоимости они были дешевле, и на них переключилось внимание подростков.

Первым тревогу забил Роспотребнадзор под руководством незабвенного Геннадия Онищенко. Тогда был издан рекомендательный документ «Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты». Предлагалось запретить продажу «энергетиков» в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи, в том числе на дискотеках, в ночных клубах и им подобных заведениях.

В пояснительной части документа особо подчеркивалось, что содержание кофеина в «энергетиках» составляет от 150 до 320 миллиграммов на литр при рекомендуемом верхнем допустимом уровне его потребления - 150 миллиграммов в сутки. К тому же в рецептуру многих напитков входят биологически активные вещества.

Но самое главное: нет достоверных научных данных, как компоненты напитков воздействуют на здоровье людей, особенно детей и подростков.

Волну, поднятую Роспотребнадзором, подхватила инициативная группа депутатов Госдумы, предложившая законодательно запретить продажу и распространение напитков, содержащих тонизирующие компоненты. К борьбе подключились общественные деятели, объединения родителей, еще кто-то и кто-то... И катилась эта волна не один год, упорно разбиваясь о баррикады оппонентов.

Последние забивали инициаторов запрета своими доводами. Мол, раз нет достоверных научных заключений о вредности данных напитков для человека, то и суда нет... Указующий перст оппоненты направляли в сторону Великобритании: «В этой стране ежегодно потребляют 300 миллионов банок энергетических напитков. И ничего - жива пока нация».

О том, что «энергетики» - продукт молодой и еще не прошло достаточно времени, чтобы делать окончательные выводы об их влиянии на живучесть нации, - скромно умалчивали. Как и о том, что во многих европейских странах такие напитки продаются исключительно в аптеках.

Похмельный синдром

Так или иначе, но претензии со временем сошли на нет. Сегодня на нашем «энергетическом» рынке - четыре основных игрока: первооснователь Red Bull, международные PepsiCo и Coca-Cola и швейцарская компания Global Functional Drinks. И буквально в прошлом месяце о своем выходе на российский рынок «энергетиков» заявил голландский пивоваренный концерн Heineken, запустив производство безалкогольного напитка на своем петербургском предприятии.

В свое время эксперты требовали от Министерства здравоохранения и социального развития дать окончательное заключение: какие вещества, входящие в состав «энергетиков», вредны, а какие нет. Требования повисли в воздухе. Осталось лишь несколько резюмирующих моментов:

  • Энергетические напитки противопоказаны детям и подросткам, а также беременным женщинам, пожилым людям; людям, страдающим гипертонией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенной возбудимостью.
  • Суточная доза «энергетиков», - для тех, кому они не противопоказаны, - не более двух банок напитка. При этом надо помнить, что, когда действие напитка прекращается, организм нуждается в отдыхе для восстановления сил.
  • «Энергетики» плюс алкоголь - ядерная смесь. Кофеин повышает давление, а алкоголь еще более усиливает его действие. Их смешение может привести к серьезному обезвоживанию организма. Отсюда еще одно уравнение: обезвоживание = похмелье.

Но вот ядерной смеси пришел конец: с 1 января нынешнего года производство и оборот на территории России слабоалкогольных тоников- «энергетиков» запрещен. Кстати, давняя мечта Геннадия Онищенко начала осуществляться только после случаев массового отравления суррогатным алкоголем в 2016 году, когда вопрос о запрете был поднят уже в Совете Федерации. А 29 июля 2017 года был-таки подписан запретительный федеральный закон № 278-ФЗ.

Впрочем, большинство обывателей, слыша про запрет, только усмехнутся. Дело в том, что товарные выкладки больших и малых магазинов Петербурга, его окрестностей и, наверное, всей страны заполнены батареями запрещенной продукции. Примелькавшимися за многие годы «Ягуарами», «Красными быками», «Черными русскими»...

Неужели производители и торговля так нагло поперли против закона? Или торговля приняла товар, предназначенный на экспорт? А может быть, производители ослабили градус своих коктейлей?.. На все вопросы один ответ: «Нет!»

Вот детали: под запрет попали алкогольные «энергетики» с содержанием этилового спирта менее 15% объема готовой продукции и содержащие при этом тонизирующие вещества. Теперь внимательно прочитаем ингредиентный состав на каждой баночке. Мы не найдем там тонизирующих веществ. Их попросту исключили из рецептуры. И это уже не тоники, не тонизирующие «энергетики», а просто алкоголь. 

Материал был опубликован в газете под № 111 (6220) от 25.06.2018 под заголовком «Ядерная газировка».

#еда #напитки #энергия #энергетики

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6220) от 25.06.2018.


Комментарии