Яблочная арифметика

Соседка по садоводству Зинаида озвучила свою урожайно-яблочную «арифметику»: _ С летних и осенних яблонь переработала примерно центнера три: джем наварила, сок отжала, засушила... Хорошо, что и соковарка, и сушилка дома имеются. Еще пару центнеров распихала по родственникам, городским соседям, сослуживцам, друзьям и друзьям друзей. И столько же _ два центнера, если не больше, _ отправила в компост. Жалко, конечно, но что делать?.. Яблоки нынче дуром прут.

Яблочная арифметика | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Расшаркаюсь с глубочайшими извинениями за простоту высказываний Зинаиды. Но ведь так оно и есть: яблоки в нынешнем сезоне действительно «дуром прут». И пока еще не в прошедшем времени. Вот уже и осень на вторую половину перевалила, а загляните в сад! Крепко сидит на яблоневых ветках среди вполне еще зеленой листвы антоновка, пепин шафранный, белорусское малиновое, звездочка, ладога... Одним словом, яблочки зимних сортов.

У соседки Зинаиды зимних яблонь _ четыре. И все они усыпаны плодами «с головы до ног».

_ Центнер отправлю в погреб на хранение, _ делится планами соседка. _ На большее в погребе просто места не хватит. Немного еще на сушку определю. Оставшиеся, увы и ах, тоже в компост.

«В компост» не самое печальное, что может произойти с излишками яблочного урожая. Безотходное производство, однако. Проверено на собственном опыте... Мой яблоневый сад намного скромнее, чем у соседки Зинаиды. Но в чересчур урожайные, как нынешний, годы тоже приходится организовывать компостную яму для плодового перебора. В результате получается отличное калийное удобрение с витаминами и микроэлементами.
Печальнее другое...

Излишками яблочного вовсю гниющего урожая загажены сегодня почти все укромные и не очень укромные уголки садоводств и дачных поселений. Ненужные, невостребованные яблоки не то что килограммами или центнерами _ тоннами (!) вываливают в мелиоративные и дренажные канавы, на площадки мусорных полигонов, на несанкционированные свалки, на обочины дорог... Под вселенскую скорбь садоводов-любителей: «Как же так?!! Нас обманули?!!».

Третий месяц страна живет в условиях продовольственных санкций: в Россию запрещен ввоз продукции из стран Евросоюза, Норвегии, США, Канады и Австралии. Под продовольственное эмбарго попали и яблоки.

«У нас своих полно! _ заверяли чиновники разных мастей и рангов. _ Больше половины всех яблок России производится в личных подсобных хозяйствах, в садоводствах и на дачных участках. Надо только мотивировать частников для сдачи урожая в общую корзину».

Мотивировать не удалось. К тому же и смысла особого не было. Надо смотреть правде в глаза: яблоки, выращенные в садоводствах Ленинградской области, никому, кроме хозяев, НЕ НУЖНЫ.

В Ленинградской области есть заготовительные конторы потребкооперации, есть посреднические организации, закупающие у частников «дары природы». Но только избранные: к примеру, садовые ягоды (черную смородину, малину, ежевику), лесные и болотные дикоросы (чернику, бруснику, клюкву), грибы. Яблоки в закупочный перечень не входят уже много-много лет. Потому как нет спроса на их промышленную переработку. И вряд ли этот спрос появится в обозримом будущем. Даже если продовольственные санкции продлятся еще долгие годы.

А импортозамещение в условиях продовольственного эмбарго уже состоялось. Импорт из одних стран заменили импортом из других: в Россию хлынули яблочные потоки из Китая, стран Латинской Америки, Турции. Да что там говорить... И прежде яблоки на наш рынок приходили из 40 стран мира, и далеко не все эти страны подпали под продовольственное эмбарго России.

..._ Я уже тихо ненавижу эти яблоки, _ призналась соседка-садоводка Зинаида.
_ Взаимно... _ прошептала я в ответ.

Прошептала, чтобы деревца мои, яблоньки, не услышали обидного слова. Чтобы не сглазить. А вдруг так осерчают, что в следующем году и вовсе урожая не будет?..
Хотя, по законам природы, его и не должно быть. Отработав на полную урожайную катушку, деревья не успевают заложить цветочные почки и на год уходят «в отпуск». А иногда и на целых два.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5326) от 23.10.2014.


Комментарии