Взяли в оборот

«Электронный документооборот» - штука хорошая. Ею, к примеру, пользуются городские поликлиники: приходишь к профильному специалисту, он находит тебя в электронной базе учреждения, видит твои диагнозы, все назначения, сделанные его коллегами, там же результаты анализов, которые можно посмотреть в динамике. Существенная экономия времени.

Взяли в оборот | РИСУНОК Леонида Мельника

РИСУНОК Леонида Мельника

В системе образования тоже водится «электронный документооборот». Только там он почему-то время не высвобождает, а пожирает.

На каждом школьном сайте (по правилам) должны быть размещены рабочие программы учителей. А внутри программы есть такая вещь КТП, календарно-тематическое планирование. Это многостраничная таблица, в которой расписаны уроки по школьным предметам, темы, деятельность учеников, количество часов и т. п. В нынешнем году городское образовательное руководство повелело учителям перевести таблицу КТП в формат Excel и отправить на городской портал «Петербургское образование». А к этому порталу, как известно, привинчена система «ПараГраф», которая «предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, а также автоматизации процессов учета и сбора данных». И среди прочего выполняет функцию электронного школьного журнала (он же электронный дневник).

Понятно, что распоряжение сделано, дабы облегчить возможность контроля. Товарищи проверяющие теперь смогут, не роясь в сайтах школ, не сходя с рабочего места, сверять годовое планирование с записями в электронном журнале. И ежели что не совпадет - выехать в школу и сделать учителю а-та-та. Как говаривал Антон Павлович, «денно и нощно должны мы быть готовы, чтоб угодить госпоже щуке». Вот и учитель должен быть к этому не просто готов, но и сделать все, чтобы госпоже щуке было удобно и комфортно его на чем-нибудь поймать.

Ну ладно. Перенести данные из одной таблицы в другую невелик труд: вечерок посидел за компьютером - и все. Так начальство думает. А на самом деле все не так. Потому что «колонки не совпадают». В таблице календарно-тематического планирования нет пункта «Домашнее задание», потому что составители сообразили: расписывать эти задания на год вперед не умно, ибо частенько суть домашнего задания зависит от того, как прошел урок, а несмотря на усилия всякого начальства, урок остается живым делом. А вот в той форме, которую учитель должен отправить на городской портал в формате Excel, сделано все, как в электронном журнале, то есть с домашним заданием. Так что учителям не свезло тупо перенести данные из одной формы в другую, а пришлось расписывать домашние задания на год вперед.

То есть в одних кабинетах у нас «так», в других - «эдак», и между собой кабинеты не сообщаются.

Узнав про такие управленческие экзерсисы, человек бесхитростный назвал бы командиров идиотами, махнул рукой и пошел бы дальше. Я себе такого позволить не могу: для меня слово «идиот» - это конкретный профессиональный термин. А мои многолетние наблюдения за теми, кто руководит образованием, позволяют утверждать, что все они владеют устной речью в объеме, достаточном для бытового общения, а получив в руки нож или вилку, не пытаются нанести ими увечья себе или окружающим. То есть идиотов среди них нет.

Наука методология учит нас: в том случае когда мы не в состоянии при помощи существующих терминов описать какое-то явление, необходимо вводить новый понятийный аппарат, поэтому предлагаю впредь именовать управленцев, принимающих столь оригинальные решения, «лицами нетрадиционной интеллектуальной ориентации». Каковая блестяще себя проявила и в другой сфере «электронного документооборота».

Итак: в упомянутую систему «ПараГраф» было необходимо перенести и личные дела учащихся. Делать это возможно только в режиме онлайн, поскольку зайти в «ПараГраф» учителю можно только под паролем и по особой защищенной линии. А попросту - из помещения школы. Естественно, в нерабочее время (рабочее занято работой) и без всякой компенсации за эту переработку.

Когда-то были предложения выбрать для города другой, менее сложный, вариант электронного дневника. Но поскольку предполагалось, что в систему будут заносить «личное», выбрали «ПараГраф». Как объясняли: «Нельзя доверить кому попало персональные данные, особенно данные о здоровье детей!». Отсюда и необходимость защищенной линии, выходящей на особый городской портал.

Что касается «данных о здоровье», то этот сюжет убедительно проиллюстрировала министр образования и науки О. Ю. Васильева, сообщив количество детей, погибших на уроках физкультуры. Погибших от разных причин - в том числе, думается, и потому, что они по здоровью не соответствовали нагрузкам на этих уроках физкультуры. Но откуда же педагогам знать, кто чем болен, - это ведь персональная информация. Из всех медицинских данных школа в курсе только группы допуска к занятиям физкультурой, а более подробно знать что-то о здоровье ученика школе не положено, поскольку незаконно.

Честно говоря, я считал все эти пристрастия к паролям и защищенным линиям «отмазкой». Просто, думал, что надо было дать хорошим людям возможность выиграть тендер на 32 млн рублей (это мое оценочное суждение, но довелось как-то ознакомиться с интервью одного из руководителей другой области, где в качестве электронного дневника тоже выбрали «ПараГраф», - так руководитель сокрушался, что пришлось истратить немереные деньги, целых 5 млн рублей, вот и сравните).

И все-таки, несмотря на проявленную топ-секретную бдительность, с персональными данными вышла промашка. Это по моему непросвещенному мнению. Потому что, смотрите: переносим в электронный вид личное дело ученика и размещаем его на городском портале; в личном деле есть информация о родителях - и, естественно, с родителей никто письменного согласия на хранение этой информации (то есть их персональных данных) не спрашивал. А среди родителей есть некоторое количество персон, на которых в силу их рода деятельности оформлена так называемая секретность. Их место жительства и телефоны изъяты из всех (всех!) возможных баз данных. А вот в этой - есть. Заходите, уважаемые шпионы, будьте как дома. И никакие разговоры о защищенности линии тут не прокатят: и не такое взламывают.

Я к чему: получила ли школа облегчение в своем ежедневном труде от такого «электронного документооборота»? Судя по всему, нет. Тогда зачем? Чтобы было.

Согласитесь, ради того, чтобы просто «было», - многовато лишних телодвижений. Кстати, в городском здравоохранении никому еще не пришло в голову перенести базу больных из поликлиник на отдельный городской портал. Не умеют эти доктора мыслить современно и перспективно.

#электронные документы #педагогика #«ПараГраф»

Комментарии