Выйти в настоящие люди

Пара ученых (семейная пара) отправилась из Петербурга на Крайний Север, чтобы целый год кочевать по тундре с оленеводами. Экспедицию назвали «Ненэй ненэця»: так – «Настоящие люди» – именуют себя ненцы Ямала.

Выйти в настоящие люди | Экспедиционная одежда ученых смотрится весьма нарядно: «Нам не хотелось выглядеть замухрышками».<br>ФОТО с сайта yamalexpedition.ru

Экспедиционная одежда ученых смотрится весьма нарядно: «Нам не хотелось выглядеть замухрышками».
ФОТО с сайта yamalexpedition.ru

Александра Терехина на вид студентка, на деле – антрополог со стажем. Закончила истфак и аспирантуру в Институте этнологии и антропологии РАН, специализируется на культуре народов Севера и Сибири. Еще преподавая в московской школе, умудрялась на каникулах наведаться на Ямал, Таймыр, Сахалин, в Эвенкию и Якутию.

Александр Волковицкий вообще-то археолог, его интерес – средневековая Русь, но, очевидно, супруга вдохновила на год переквалифицироваться.

Их знакомые уже называют грядущее путешествие по тундре подвигом: там и в марте-то около минус 20, а поскольку в планах зимовка-2016, то предстоят и 50-градусные морозы, и многодневная пурга. И в течение года – переезды через каждые три-четыре дня, по мере того как олени выедают ягель. Сами ученые считают подвигом согласие ненецкой кочевой семьи Сэротэтто принять на год гостей, к тому же испорченных цивилизацией.

– На территории Ямало-Ненецкого автономного округа проживают около 540 тысяч человек, 10% из них, то есть примерно 50 тысяч, – коренные и малочисленные народы Севера, из них около 50%, то есть 18 – 25 тысяч, ведут традиционный образ жизни, не изменившийся за последние десятки веков, – дает краткую справку замруководителя представительства ЯНАО в Петербурге Александр Палагин.

Александра Терехина, впрочем, добавляет: традиции – само собой, и они подробно изучаются исследователями; между тем в иных чумах вы увидите и компьютеры, и планшеты; есть снегоходы, и это никак не вяжется со стереотипным представлением о том, будто традиционные оленеводы живут едва ли не в каменном веке.

– Мы придерживаемся мнения, что и традиционная культура развивается, – комментирует Александра. – Основная цель экспедиции – провести комплексное исследование культуры арктических оленеводов XXI века. Мы хотим изучить их повседневную жизнь с точки зрения использования новых технологий, сочетания их с традиционными практиками. Хотим зафиксировать, каким образом оленеводы взаимодействуют с газовиками, с железнодорожниками...

– В последний год сложилась непростая ситуация по всему Северу, крупный падеж оленей, – добавляет Александр Волковицкий. – В разных районах по-разному это осмысляют, мы уже получили наказ от коллег-ученых собрать эти сведения, мнения.

То, что состав экспедиции «смешанный», принципиально: женщину не допустят до мужских ритуальных практик – и наоборот. Впрочем, с правилами поведения ученые знакомы. После прежних экспедиций Александра Терехина и в городской квартире не наступала и не переступала через определенные предметы – в чуме, если так сделаешь, нужно проходить обряд очищения.

– Первое правило – не пытайся никому помогать, – говорит Александр Волковицкий. – Хозяйка чума сама знает, что делать. Кинешься помогать – значит как бы демонстрируешь, что хозяйка не справляется. Что еще... Там люди более сдержанные. Мы больше говорим, машем руками – они больше думают.

Ученым предстоит пожить и в летнем чуме, и в зимнем. «Несезонный» чум ненцы прячут в заповедном родовом месте, и бог знает, как его потом находят: тундра – безбрежный край без опознавательных знаков.

Кочевать будут от юга полуострова Ямал до Карского моря, маршрут – почти тысяча километров. Замахнулись на целый год, чтобы «прожить вместе с семьей полный хозяйственный цикл и пройти весь цикл культурных практик».

Семья Сэротэтто – классическая ненецкая. Несколько поколений. Ненцы заранее провели ознакомительный курс (Александр и Александра выезжали зимой в тундру «на репетицию»), так что наши ученые уже запаслись необходимым: пять нарт – пассажирские и грузовые, одежда на оленьем меху (только такая спасет зимой) и прочее, вплоть до годной в тех условиях марки шампуня.

Александра Терехина со своей стороны уже несколько месяцев учит ненецкий. Потому что в проекте еще одна важнейшая часть: создание кочевого детсада для маленьких тундровиков из нескольких семей оленеводов. С образованием обстановка сложная: в советское время ребенка в 7 – 8 лет отправляли в интернат – и, как сетуют местные, дети теряли корни, практически никто к оленеводству не возвращался. Сейчас выход нашли в кочевом образовании, так что есть «школы» на лодках, «школы» на полозьях... Александра как раз пишет диссертацию на эту тему.

Исследователи не ограничатся наукой и образованием. Займутся популяризаторством: уже создали сайт yamalexpedition.ru (на русском, английском и ненецком) и группы в соцсетях. Можно поучаствовать в экспедиции в качестве спонсора: сейчас исследователей поддерживают департамент образования ЯНАО, администрация Ямальского района, межрегиональный экспедиционный центр «Арктика», московский Музей кочевой культуры, ямальское районное общественное движение коренных малочисленных народов Севера «Ямал», но из-за кризиса «отошли» несколько крупных фирм. Так что можно «вложиться» деньгами, но можно и просто своим вниманием, следя за ходом экспедиции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (5433) от 07.04.2015.


Комментарии