Вверх по возрастной лестнице

Стресс, вредные привычки, малоподвижный образ жизни... Говорят, с мужским здоровьем у нас не очень хорошо. И мужское бесплодие как снежный ком нарастает. Но это слухи, на самом деле такой тенденции не наблюдается, утверждает главный уролог Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор Борис Комяков.  И кризис среднего, то есть урологического, возраста, по его словам, мужчина может пройти без проблем. Только вот обращаться к специалисту лучше еще до рождения: у младенцев среди аномалий со здоровьем – урология на одном из первых мест.

Вверх по возрастной лестнице  | ФОТО из личного архива Б. Комякова

ФОТО из личного архива Б. Комякова

– Насколько я представляю, урология – весьма обширная область медицины...

– Безусловно, в нее входят урогинекология, онкоурология, детская урология, реконструктивно-пластическая урология и андрология, которая сконцентрирована на мужском здоровье. Всем этим мы и занимаемся. Возглавляя Научно-практический центр урологии городской многопрофильной больницы № 2 и являясь главным урологом Санкт-Петербурга, я также заведую кафедрой Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова. Для студентов мной написан учебник, и теперь по нему обучаются во всех медицинских вузах города и страны, естественно, что на его первой странице определение урологии.

– В учебнике, как я вижу, не одна сотня страниц. Все перечисленные составляющие вашей науки в нашей беседе явно не охватить, поэтому предлагаю остановиться на одной ее части – андрологии. И сразу главный вопрос: как сегодня с мужским здоровьем у сильной половины населения страны и нашего города? Проблема мужского бесплодия усугубляется?

– Нет, такой тенденции не отмечается. Хотя в целом количество больных несколько увеличивается. Это известный парадокс: чем лучше постановка медицинского обслуживания, тем больше пациентов. Продолжительность жизни у мужчин за последние годы в России выросла где-то на 6 – 7 лет. Население становится более возрастным, значит, и больше людей лечатся. Хотя первичная заболеваемость выросла ненамного.

– Чтобы как-то систематизировать наш разговор, давайте пройдемся по возрастной лестнице. Естественно, со взглядом вниз – на ту область, которой занимается урология и андрология в частности. Во сколько лет рекомендуется показать мальчика урологу?

– С самого рождения. И даже раньше. Сейчас многие урологические заболевания диагностируются и даже лечатся внутриутробно. Патологию определяет прежде всего акушер-гинеколог, а он уже привлекает уролога. И еще в чреве матери у ребенка, к примеру, можно убрать кисту в почке. А фимоз, гидронефроз или, к примеру, крипторхизм – неопущение яичек, определяют сразу после рождения ребенка. Их надо выявлять и исправлять. Если их не лечить, они как раз и могут привести к бесплодию мужчины.

– Ну фимоз, насколько я понимаю, проблема подросткового возраста?

– Это заболевание чаще врожденное. Должен отметить, что из врожденных аномалий человека на одном из первых мест именно урологические. Это патологии почек, мочеточников, мочевого пузыря и наружных половых органов. Поэтому лучше, если младенец с первых дней будет осмотрен урологом, это ответ на ваш вопрос, когда нужно обращаться к специалисту. Тем более что во многих случаях вышеназванные заболевания на первых порах могут никак не проявляться, у ребенка жалоб не будет.

– И у нас есть специалисты именно по детской урологии?

– Конечно. В городе есть главный детский уролог. Профессор Игорь Борисович Осипов руководит кафедрой урологии Педиатрического университета, это опытный и известный в нашем городе врач. В Петербурге в трех детских больницах развернуты урологические отделения, в общей сложности на сто коек.

– Перейдем к подростковому возрасту, что грозит будущему мужчине в эти годы? Кстати, в этот период им уже начинают интересоваться врачи призывных комиссий.

– Для подросткового возраста характерны свои заболевания, например, варикоцеле – расширение вен семенного канатика. Кроме того, в этот период начинают выявляться, если они вовремя не были обнаружены, врожденные заболевания, о которых мы говорили. Я начинал работать в Великом Устюге и был единственным урологом на весь город и окружающий его район. И когда начиналась призывная кампания, то от врачебной комиссии военкомата направляли целый поток пациентов. Из-за большого количества таких пациентов заниматься их лечением приходилось не только мне, но и хирургам. То же самое происходит и сейчас, хотя в Петербурге это не столь заметно.

– Итак, подлечились, армию отслужили, настала пора жениться. С какими проблемами в эти годы приходят молодые мужчины к урологу?

– Если аномалий нет, то все должно быть в порядке. Здесь включается голова, важна психология брачных отношений, многое зависит и от женщины. Хотя это уже область сексологии. Если же говорить об урологии, то бич мужчины – простатит, воспаление предстательной железы. Чаще всего причина простатита – инфекция, которая передается половым путем. Хотя болезнь может быть вызвана и простой простудой. Существует и так называемый застойный простатит. Он связан с нерегулярной половой жизнью.

И все же считаю, что опасность и даже вероятность простатита значительно преувеличены. Вот мы с вами чувствуем себя нормально, но, если пройдем осмотр, скажем, в 10 урологических кабинетах, из всех 10 выйдем с диагнозом «простатит».

– Даже не из девяти?

– Если хоть на что-то пожалуемся или эти отделения будут коммерческими, то из всех десяти. Но, даже отбросив несколько преувеличенное внимание медиков к проблеме, надо признать, что простатит – заболевание частое. Лечение назначит уролог.

– Сейчас много говорят о диспансеризации. А урологическая диспансеризация существует?

– Обязательно. В Петербурге есть сеть центров мужского здоровья, где проводится профилактическая работа, диспансеризация. Первый из них открылся в Калининском районе еще в конце 1990-х. Четыре года назад была реализована программа модернизации амбулаторной урологической службы Петербурга, тогда открылось еще шесть кабинетов мужского здоровья. Пока этого достаточно.

– Медицинские технологии в последние годы быстро развиваются. Урологии это тоже коснулось или ваша область более консервативна?

– Высокие технологии внедряются в урологии, как ни в какой другой области медицины, и это нас очень радует. Начнем «от печки» – от эндоскопии, таким исследованиям более 150 лет, первый эндоскоп был изобретен полтора века назад. Когда я начинал работать урологом, то просто смотрел в трубочку, на глаз определяя состояние внутри органов, через которые проходил эндоскоп. А теперь благодаря электронной камере, закрепленной на кончике эндоскопа, все выводится на большой экран, где в подробностях можно рассмотреть состояние органов, увидеть все изменения, воспаления, кисты, опухоли и прочее. Все это могут видеть и присутствующие в операционной доктора. А более совершенным, тонким, эндоскопом можно дойти до почки.

Таким же образом, с выводом картинки на экран, делаются и операционные манипуляции. С помощью современной аппаратуры можно делать – без разрезов кожных покровов, тканей – электрорезекцию или лазерное удаление предстательной железы, опухоли мочевого пузыря, дробление камней – ультразвуком, электрогидравликой, механически удаляя осколки.

Другая современная технология – перкутанные методы лечения, это когда делается прокол в поясничной области. Через него вводим эндоскоп, с помощью которого проводим осмотр, отмывание, разрушение камней в почке, мочевом пузыре. Мочекаменная болезнь – очень частое заболевание. Раньше в этих случаях делали полостные операции, теперь обходимся малоинвазивными вмешательствами – с минимальным травмированием тканей. Все эти вмешательства выполняются в нашем центре.

– Почки тоже зона ответственности урологов?

– Есть наука – нефрология, но специалисты в этой области занимаются заболеваниями почек, которые лечатся терапевтически. А рак, камни почек, гидронефроз и другие заболевания, которые исправляются хирургическим способом, относятся к урологии.

Еще один современный метод лечения – дистанционная литотрипсия (разрушение) камней, без нарушения кожных покровов и тканей. Эффект электрогидравлического удара для дробления гранитных пород открыл еще в 1950-х годах наш ленинградский инженер Лев Юткин, работавший в Политехническом институте. Но первая модель медицинского аппарата, использовавшего этот метод, появилась лишь в 1990-х. Сейчас они стали современнее и эффективнее, выпускаются в различных модификациях. Хотя этот метод подходит для разрушения не всех камней. Если плотность камня в мочевом пузыре или почке больше 1000 единиц, надо применять другие методы.

И еще одна современная технология – лапароскопия и роботизированные операции, когда вместо полостных операций производятся малоинвазивные вмешательства с небольшими повреждениями тканей и с малыми потерями крови. Эти технологии, конечно же, востребованы довольно широко – при удалении предстательной железы и резекции почек, пластических операциях на мочеточниках.

– В нашей газете был репортаж из операционной, где применялся робот Да Винчи. Сколько таких аппаратов используется в медицинских учреждениях Петербурга?

– Только три. Этого, безусловно, недостаточно. Роботы сегодня должны использоваться везде. Для сравнения, как в пути – можно достигать цели на «Запорожце», а пора бы на «Мерседесе».

– Но роботом еще надо научиться эффективно управлять.

– Это не самая основная проблема, умение нарабатывается с опытом. Главное – стать грамотным оперирующим хирургом, на что потребуется не менее 15 лет.

– Теперь расскажите о мужском кризисе 45-летнего возраста – с точки зрения урологии. Или такого не существует?

– Почему же, жизнь идет, и мы по этой лестнице двигаемся. В этом возрасте на первое место у мужчин выходят проблемы с предстательной железой. Рак простаты – распространенное заболевание, радует только то, что он достаточно успешно лечится. Но только, если обнаруживается на первой или второй стадии болезни. Так что упускать момент ни в коем случае нельзя. Существует специальный антиген на обнаружение рака простаты. И потому мы рекомендуем с 45 – 50 лет обязательно раз в год сдавать кровь на анализ, так называемый PSA. Это, кстати, можно сделать в центрах мужского здоровья.

Лечится рак предстательной железы несколькими способами. Хирургическим – через полостную операцию, или лапароскопическую, или с роботом. Хорошо болезнь поддается лечению лучевой терапией, ультразвуковым методом, гормонотерапией. Главное – не запускать, лечить, пока болезнь локализована. При третьей стадии заболевания, когда раковые клетки переходят в лимфоузлы, другие органы, операция уже не столь эффективна, но болезнь лечат. Известна пословица: маленький рак – большая операция, большой рак – маленькая операция.

Другое заболевание 45-летнего возраста и старше – доброкачественная гиперплазия, так называемая аденома предстательной железы. Если рак образуется по периферии железы, то аденома располагается внутри этого органа. Она может приносить большой дискомфорт в связи с нарушением мочеиспускания. Случаются и более серьезные осложнения. Аденому также лечат хирургическими или медикаментозными методами.

В этом возрасте и далее, вплоть до самого преклонного, посоветовать можно только одно: следите за своим мужским здоровьем. Есть три метода обследования: сдача анализа крови на PSA, ультразвуковое и пальпация. Все они довольно просты.

– В таком случае вновь возникает вопрос о диспансеризации. Как я понимаю, она добровольная, инициатива должна исходить от самого человека?

– Не только. На предприятиях все чаще организуют обязательную диспансеризацию своих работников. Хороший пример – наша городская многопрофильная больница # 2. Все работники раз в год проходят полное обследование у всех специалистов, в том числе у урологов. Причем у нас это строго обязательное мероприятие. Но и от самого человека многое зависит. В западных странах люди весьма щепетильно относятся к своему здоровью. У нас такой культуры еще не привито, и это надо исправлять. Диспансеризация сегодня доступна для всех.

– Мужские болезни, возникающие в 45 лет и старше, от чего: от вредных привычек, сидячего образа жизни, недостатка физических нагрузок?

– Объективные причины тоже присутствуют: в этом возрасте меняется гормональный баланс. Но и то, что вы назвали, влияет на здоровье самым пагубным образом. Известно, что если человек курит, то рак легкого у него чаще, чем у некурящего. Это всем понятно, курильщик вдыхает никотин и канцерогенные вещества. Но меньше известен другой статистический факт: рак мочевого пузыря диагностируется у курильщика в 5 раз чаще.

Про алкоголь тоже давно известно: в малых дозах он не опасен, в больших – катастрофичен: для сердечно-сосудистой системы, печени, почек, половых органов. Происходит интоксикация организма продуктами переработки алкоголя. Ну а физкультура – хорошая профилактика болезней в любом возрасте. Сидячий образ жизни приводит к венозному застою в сосудах области таза с соответствующими неприятными последствиями.

– Сейчас в Петербурге несколько меняется состав населения, много приезжих, от этого могут быть какие-то дополнительные проблемы в вашей сфере деятельности?

– Болезни у всех людей одни и те же. А если смотреть глубже, то с точки зрения медицины чем более отдаленные генетические линии смешиваются, тем здоровее потомство. Одно время об этом беспокоились в Финляндии, страна маленькая, браки близкие, почти родственные, а это прямой путь для врожденных аномалий.

– Несколько лет назад в городской многопрофильной больнице № 2 создан Научно-практический центр урологии. Каковы его функции?

– Научно-практический центр урологии, который я возглавляю как главный уролог Санкт-Петербурга, ведет большую методическую, организационную работу в системе здравоохранения города, способствуя эффективному функционированию всех ее звеньев: участковых урологов, центров мужского здоровья, урологических отделений в больницах. Это необходимая работа, делегированная комитетом здравоохранения Санкт-Петербурга Научно-практическому центру урологии городской больницы № 2 для обеспечения здоровья населения города, создания надежной системы оказания помощи пациентам на всех уровнях.

Центр является структурным подразделением больницы и организован, естественно, на базе урологического отделения, где занимаются лечением самых серьезных патологий. Это единственное урологическое отделение в системе комитета здравоохранения Петербурга, которое предназначено в основном для плановой урологии, здесь проводятся самые сложные операции. К примеру, после удаления мочевого пузыря, чтобы у пациента сохранилось самостоятельное мочеиспускание и хорошее качество жизни, формируем этот утраченный орган из кишечника или даже из желудка. Это большая хирургия.

Полное переоснащение урологического отделения городской больницы № 2 провели с помощью городской администрации несколько лет назад, так что оборудование достаточно современное, постепенно его обновляем.

– Выбранная после окончания вуза специальность вам до сих пор нравится? Урология сегодня интересна для молодых врачей, востребована?

– Работаю в этой области уже почти 40 лет, и до сих пор все интересно. Особенно теперь, когда появляются высокие технологии, внедряется самое современное оборудование. А когда интересно, сложностей не замечаешь. У молодежи эта специальность на одном из первых мест по востребованности. У нас двухгодичная клиническая ординатура платная, причем стоимость ее прохождения выше, чем по многим другим медицинским специальностям. Но ребята все равно идут. Потому что интересно, нравится заниматься урологией и андрологией, помогать людям.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5775) от 29.08.2016.


Комментарии