Всевидящее око мундиаля

Всего год остался до первого статусного футбольного состязания, предваряющего чемпионат мира, – Кубка конфедераций, столицей которого станет Петербург. Именно здесь летом 2017-го пройдут четыре ключевых кубковых матча. А в 2018-м нас ждут семь игр мундиаля.

Всевидящее око мундиаля |

Успеем ли подготовиться и провести его на уровне? «Успеем!» – уверены в АНО «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в России».

В Петербурге завершена масштабная реконструкция аэропорта «Пулково». Идет обновление «Морского фасада» – в частности, пешеходной галереи, причалов с переустановкой оборудования автоматических камер хранения. В работу по модернизации включились железнодорожные вокзалы – там обустраиваются новые зоны досмотра пассажиров с заменой систем навигации вокзалов, совершенствуются системы видеонаблюдения, освещения, проводятся мероприятия по обеспечению доступности для маломобильных граждан. Благоустраивается и автовокзал...

До марта 2018-го в петербургский метрополитен поступят новые электропоезда, по улицам побегут новые троллейбусы, трамваи и автобусы.

Уже в этом году в городе будут проведены первые тестовые мероприятия по подготовке маршрутов чемпионата с использованием инфраструктуры нового стадиона на Крестовском острове.

Характерные особенности нашего города, увы, не облегчают задачи по оптимизации «футбольно-болельщицкой» логистики и обеспечению безопасности передвижения больших масс гостей во время чемпионата. Напротив – здорово ее осложняют. Это огромная территория, густо пересеченная водными артериями с большим количеством мостов, плюс – все возможные для мегаполиса виды транспорта, плюс – крупный морской порт и активное речное судоходство, плюс – немалое количество опасных производств...

Именно поэтому у северной столицы появился Центр управления транспортом и заработал аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город». АПК основан на комплексной информационной системе, способной прогнозировать, отслеживать и предупреждать возможные угрозы, а также контролировать устранение последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений.

Под его управлением находятся информационно-управляющие подсистемы различных организаций – дежурных, диспетчерских, муниципальных служб, благодаря чему обеспечивается их оперативное взаимодействие. В Петербурге с 2005 года работает Городской мониторинговый центр, в который сведены все системы безопасности. В распоряжении центра сегодня – информация с 16 тысяч камер системы видеонаблюдения. Действуют также городская система фотовидеофиксации нарушений ПДД и система контроля передвижения автотранспорта. С декабря 2015-го функционирует система экстренного вызова «112» – с июля на нее переключились 90% операторов связи. Создана региональная система оповещения и еще ряд информационных ресурсов и сервисов, которые напрямую не связаны с транспортом, но могут быть важны для обеспечения безопасности.

Все это необходимо для принятия решения о корректировке работы всего транспортного блока в Петербурге. При этом данная структура не подменяет деятельности «Организатора перевозок»: она может вмешиваться в работу транспорта и корректировать ее только во время каких-то чрезвычайных ситуаций: крупных ДТП, нарушения работы узлов транспортной инфраструктуры, террористических угроз...

Для подобных масштабных спортивных мероприятий совершенно необходимо тщательное транспортное планирование: начиная с городов-организаторов, аэропортов и вокзалов и заканчивая организацией международных и междугородных перевозок. Такие планы создаются в регионах, принимающих футбольный чемпионат мира. Объединенный операционный транспортный план – это уже второй шаг, реализующий созданную в 2013 г. Концепцию транспортного обеспечения мундиаля.

Но мир меняется очень быстро, и уже очевидно, что прогнозные параметры концепции по пассажиропотокам придется корректировать. Например, вопреки ожиданиям, вырос и продолжает расти сегмент внутренних перевозок, идет смещение пассажирских предпочтений в пользу железнодорожного транспорта и т. д. Верно оценить и предсказать дополнительный спрос на перемещения болельщиков не позволяет также крайне высокая неопределенность в исходных данных. По сути, мы только знаем, когда и в каких городах будет проходить чемпионат, известна вместимость стадионов и фан-зон. Неизвестен полный состав участников – из каких стран приедут и в каком количестве, ведь жеребьевки еще не было. В конце концов, трудно предугадать, какой будет международная обстановка в 2017 – 2018 годах...

Программистам, разработчикам оперативного транспортного плана из петербургского НИУ ИТМО, чтобы прогнозировать пассажиропотоки, пришлось проводить имитационное моделирование жеребьевок с учетом предыдущего опыта

ФИФА. Составили несколько возможных вариантов прохождения команд по турнирной сетке, получили ряд гипотетических сценариев максимального прибытия клиентских групп в те или иные города России. Но откуда они приедут и как будут перемещаться между городами? А если нештатная ситуация – например, закрытие аэропорта? Все это необходимо предвидеть, чтобы выявить все возможные «узкие места» на транспорте и предложить решения – создание новых рейсов с учетом возможностей инфраструктуры.

Как рассказали создатели оперплана, все возможные сценарии и риски инфраструктурного характера и ежечасно меняющиеся данные могут закладываться в разработанную ими «думающую» систему и оперативно перерассчитываться в комплексном моделировании.

В динамическую модель специалисты ИТМО заложили возможности автоматического обновления данных (например, расписания и стоимость проезда), постоянной актуализации результатов планирования с автоматической генерацией обновленных схем, графиков, диаграмм и таблиц, контролем версий и в многопользовательском режиме. Умный план способен даже проводить социологические исследования для выявления поведенческих предпочтений пользователей транспортной системы (один такой соцопрос на девяти языках был проведен – в результате составили примерный график перемещения клиентских групп). Причем система не статична – она будет описывать все перемещения людей в динамике на протяжении всего чемпионата.

После Кубка конфедераций и финальной жеребьевки мундиаля мы получим более точную модель, которая позволит сделать уже не прогноз, а анализ провозной и пропускной способности по всем сетям, аэропортам и вокзалам с рекомендациями, как их следует увеличить. Эта информация будет передаваться властям и авиакомпаниям, железнодорожникам, автомобильным и водным перевозчикам.

На сто процентов система должна быть готова уже во втором квартале 2017 года.

– По вопросам качества транспортного планирования мы находимся в постоянном взаимодействии с коллегами из других стран, – сообщил генеральный директор АНО «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в России» Терентий Мещеряков. – В этом году в мире происходит два крупных спортивных мероприятия – футбольный Евро-2016 во Франции и Олимпиада в Бразилии. Технологии такого уровня, какая создана у нас, нет ни на одном из них. Мы показывали ее коллегам и получили очень высокие оценки. Предложим протестировать нашу разработку на Евро-2016. Уверен, она будет востребована на мировом рынке.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (5711) от 30.05.2016.


Комментарии