Всемирно известный аутоиммунолог создает лабораторию в СПбГУ

Профессор Шенфельд - единственный ученый, которому в 2016-м достался мегагрант Минобрнауки РФ в области клинической медицины. В Университете он создает лабораторию мозаики аутоиммунитета - будут изучать аутоиммунные и иммунопатологические заболевания. Неформальная встреча со студентами-медиками СПбГУ показала: профессор Шенфельд харизматичен (незлобиво отчитал опоздавших); деликатен (по-английски изъяснялся внятно и едва ли не по складам) и остроумен («Как буду набирать штат в лабораторию? Ну прежде всего - за красивые глаза»).

Всемирно известный аутоиммунолог создает лабораторию в СПбГУ | «Моя задача — создать в СПбГУ мировой центр изучения аутоиммунитета», — заявляет ученый.<br>ФОТО предоставлено СПбГУ

«Моя задача — создать в СПбГУ мировой центр изучения аутоиммунитета», — заявляет ученый.
ФОТО предоставлено СПбГУ

- Я немножко понимаю по-русски. Ponimayu, - мило грассируя, обратился профессор к студентам (полтора десятка человек за большим овальным столом).

Он родился в Словакии в 1948-м, переехал в Израиль в годовалом возрасте. Он основатель и руководитель Центра аутоиммунных заболеваний им. Заблудовича медцентра им. Х. Шеба при Университете Тель-Авива (это крупнейшая больница Израиля). И он президент Международного конгресса по аутоиммунитету.

Неожиданно профессор заводит разговор об израильской армии («она должна быть сильной, поскольку мы окружены враждебными государствами»). На самом деле это доступное объяснение, что такое аутоиммунное заболевание. В силу какой-то ошибки «солдат» (лимфоцит) стреляет не по врагу (вирусу, бактерии), а по организму хозяина. Причем, как ни странно, аутоиммунное заболевание сильнее бьет по тем, чья иммунная система мощнее. Это «проблема неверного прицела или неадекватной силы реакции».

- Вот в этой комнате сидит группа риска, - оглядывает собравшихся профессор. - Нет, это не тот парень, который все никак не оторвется от своего мобильника... Как тебя зовут? Макси-и-им... Группа риска (если не считать генетической предрасположенности. - Ред.) - женщины. У них, кстати, иммунная система лучше. Женщины традиционно с детьми возились, еду готовили, по дому убирались и прочее, а мужчины «в мобильники смотрели», так что и иммунная система у них ленивая.

Один из факторов риска у женщин - гормоны-эстрогены. Они стимулируют лимфоциты и делают женскую иммунную систему сильнее, а значит - в случае ошибки более подверженной аутоиммунным заболеваниям. Рискованные периоды - когда уровень эстрогенов повышен: при приеме определенных контрацептивов, или в начале беременности, или сразу после родов. У молодых женщин, например, в 20 раз чаще, чем у мужчин, развивается склеродермия - заболевание всего организма, вызывающее поражение кожи, сосудов, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

- Если склеродермия обнаруживается у мужчины, я говорю: «Ничего себе!». И когда спрашиваю, где он работает, самый частый ответ - «в химической промышленности». То есть некоторые химические вещества провоцируют склеродермию.

Еще один «виноватый» гормон - пролактин, если его переизбыток. На его совести и артрит, и красная волчанка, и другие аутоиммунные недуги. Но («Hvala Bogu!» - славит Господа бога ученый), если мы знаем «виновника» - знаем и спасение: лекарство, блокирующее пролактин.

И все же - что выполняет роль триггера? Что запускает аутоиммунное заболевание? Чаще всего - вирусы и бактерии. Потому что есть такой феномен: молекулярная мимикрия. Допустим, стрептококк проникает в организм (профессор шевелит пальцами, изображая что-то вроде спускающегося по нитке паука). Иммунная система выделяет антитела. Но некоторые антигены стрептококка похожи на антигены некоторых тканей организма. И антитела по ошибке начинают атаковать организм. Так развиваются ревматические хорея и эндокардит.

Почему это происходит? Потому что есть такая штука, адъювант. «Адъювант!» - провозглашает профессор. (Позже посмотрели в справочнике: вещество, усиливающее иммунный ответ.)

- Вакцины - это, конечно, хорошо, но... В вакцине есть соединения алюминия, а это мощнейший адъювант. Помните атаку 11 сентября 2001 года в США? Башни-близнецы разрушились, но алюминиевый корпус устоял. Потом у многих работающих, разбиравших те завалы, нашли аутоиммунные заболевания. Работа с алюминием опасна для людей из группы риска.

А в Японии аутоиммунные заболевания стали чаще обнаруживать у женщин с силиконовыми грудными имплантатами (японки на это дело крепко подсели). Силикон, как оказалось, стимулирует иммунную систему и, подозревают, тоже «виновник».

Но, как говорит профессор Шенфельд, если в целом посмотреть на географическую распространенность аутоиммунных заболеваний, то очевидно: их тем больше, чем дальше от экватора. Тому три объяснения.

Первое: богатство. К северу от экватора больше богатых стран; люди едят вдоволь и полнеют. «Есть корреляция между ожирением и аутоиммунными заболеваниями. Когда мы лечим полных пациентов, реакция на лечение низкая, и мы даже просим их сесть на диету».

Второе объяснение. «Какие идеи? Чего в России мало? Правильно, солнца!» Дальше от экватора; меньше солнца; меньше витамина D. А он, как выяснилось, важен в борьбе с аутоиммунными заболеваниями. «Каждому, кто входит в мой кабинет, я даю витамин D. Вся моя семья его принимает. Даже моя собака!»

Третье объяснение - гельминты. Паразитические черви. Нечастый гость в организме жителей стран первого и второго мира.

- Но гельминты - как налоговые инспекторы. Они не хотят нашей смерти, они хотят, чтобы мы жили и «платили налоги». И гельминты могут защищать нас от аутоиммунного заболевания! И что же, кормить пациентов глистами, как спагетти?.. Девушка, как вас зовут? Елена? Все видели выражение лица Елены? По-моему, это отвращение. Может, давать пациентам не гельминтов, а их «икру»? Вижу, у Елены опять то же выражение лица... Поэтому мы сделали просто новое лекарство на основе яиц гельминтов.

...В частности, и воздействие гельминтов на аутоиммунные заболевания, а также аутоиммунные механизмы поражений щитовидной железы и малоизученного недуга - саркоидоза будут изучать в лаборатории СПбГУ, возглавляемой Иегудой Шенфельдом. А летом (с 30 июня по 2 июля) в СПбГУ пройдет I международный петербургский конгресс по аутоиммунитету «Мост между западом и востоком».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии