Все равно тебе водить

Одной даме осточертело и в водительском кресле чувствовать себя пассажиром: если машина начинала барахлить, дама впадала в ступор, поскольку (как подавляющее большинство) категорически не знала «внутреннего мира» своего движимого имущества. С лозунгом «хочу знать, как эта штука устроена» женщина пришла на вечерние курсы в техникум «Автосервис» (прежде лицей # 110), чтобы через 2,5 месяца получить специальность «слесарь по ремонту автомобилей» третьего разряда. Для души и для уверенности в себе. Взрослые учатся здесь на платной основе: техникум – еще и многофункциональный центр подготовки и переподготовки. Бесплатно в «стодесятке» учатся более 700 старшеклассников. Среди них – 18 барышень.

Все равно тебе водить | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Не домашнее обучение

– Не могу сказать, что это совсем уж не девчоночья специальность, – комментирует директор Сергей Дьяков, пока идем из одного корпуса в другой (у техникума их два). – У нас ведь три модуля обучения: «слесарь по ремонту автомобилей», «оператор АЗС», «водитель категорий В и С». Допустим, «слесарь по ремонту автомобилей»: это же необязательно ремонт – девушка может отвечать на станции техобслуживания за заказ комплектующих, и лучше, если она понимает, что такое карданный вал, подвеска... «Оператор АЗС» – вообще самая девчоночья специальность. «Водитель» – вон сколько женщин за рулем.

За рулем легковушек – да. Но здесь 16 – 17-летние девчонки уже за рулем грузовика. Колесят, конечно, с инструктором, на права будут сдавать по достижении 18 лет.

С ходу и не ответишь, что больше впечатляет: девушка за рулем транспортного средства категории С, или девушка на сварочных работах, или девушка, нарезающая резьбу на детали.

Поступают в техникум после 8 – 11-го классов. Есть и 25-летние, но возрастных на бюджетное берут осторожно: они уже не так исправно посещают занятия. Учиться 2,5 года, в будущем срок увеличится до 2 лет 9 месяцев – добавят часы практики.

Интересуюсь у директора: «Премьер Медведев запретил учиться вождению самостоятельно. Только через автошколу. Как вам такое решение?».

Сергей Дьяков решением доволен:

– А как вы сможете сами подготовиться без материально-технической базы?

Дальше вся экскурсия по учебным кабинетам сопровождается вопросом: «Вы смогли бы этому дома научиться?». Да какое там «дома». Я училась в хорошей автошколе – хорошей настолько, что мы не платили гаишникам за экзамены. Такая вот экзотика. Но в той автошколе не было тренажеров – гениальной штуковины, способной на порядок повысить КПД в обучении вождению.

В техникуме под автотренажеры отдан целый класс. Тренажер – водительское место: кресло, педали, руль, коробка передач... Перед глазами – монитор компьютера, имитация лобового стекла. Выбираешь программу, и на экране – улица с транспортным движением, можно задать любые погодные условия – дождь, снег.

«Водитель» включает зажигание, снимает с ручника... На экране светофор переключился на зеленый... Первая передача, руль влево, отъезжаем от тротуара. «Вы не включили сигнал поворота», – механическим голосом сообщает программа.

Программа – зануда, отмечает мельчайшие промахи: не так на педаль нажал, руль не идеально повернул.

– Ездить на тренажере сложно, – признается директор. – На машине проще. Я еще ни разу идеально на тренажере не проехал, хотя с 1984 года за баранкой.


Операторы, сварщики, наладчики

– Это у нас мастерская операторов АЗС.

В аудитории – как на автостоянке: колонки, одна газовая, другая бензиновая. Рядом «скелет» легковушки – нам, собственно, от нее только бензобак нужен. Одна из барышень образцово-показательно заправляет машину. На самом деле в учебных условиях используют не бензин – антифриз.

– Вроде бы ничего сложного. Но оператор должен знать и «охрану труда», все-таки с взрывоопасным веществом будет работать, – добавляет директор. – И должен знать устройство колонки – вдруг неисправность.

...В слесарной мастерской работают в отдельных отсеках, номера рабочих мест стилизованы под автомобильные: «М 004 ВУ 98» – значит четвертый номер. «98» – понятно, регион. Сейчас тут резьбу нарезают самые младшие, восьмиклассники.

– Девчонки, вы работали в этой мастерской? – интересуется директор. Девушки хором: «Да-а-а».

Передислоцируемся в мастерскую сборки-разборки двигателей.

– Вы смогли бы всему этому научиться дома? – в очередной раз спрашивает директор. В очередной раз отвечаю: меня и в автошколе этому учили по плакатам.

...Наконец-то! Вот где девчонок нет: класс, где учат наладчиков газоплазменного оборудования. Однако мастер говорит: «В свое время были и женщины-наладчицы. А не стало Советского Союза – предприятий стало меньше, сократилось количество рабочих мест».

В следующей аудитории парень и девушка на пару меняют ремень газораспределительного механизма в двигателе. Мастер объясняет: на классическом двигателе один распределительный вал, а на этом – два. Специфику надо усвоить. Рядом инжекторный двигатель от «Лады-Приоры», дальше – ниссановский дизельный. Учащиеся их разбирают и собирают; коробки, подвески, мосты. Переднеприводные, заднеприводные, полноприводные.

– Я вам еще мастерские покажу, где итальянское сварочное оборудование, – обещает директор. – Там проходят производственную практику. У нас маски для сварки – «хамелеоны»: как только дуга зажигается, маска закрывается автоматически.

...В кабинете первой медпомощи лежит человек. Оказывается, манекен, но пугающе очеловеченный. У него даже язык во рту виден.

– Этот «ивашка» 350 тысяч рублей стоит. Вы такой купили бы, чтобы дома оказание первой помощи отрабатывать?

Да за 350 тысяч машину купить можно.

Манекен напичкан электроникой, которая сигнализирует: правильно ты непрямой массаж сердца делаешь или сейчас все ребра переломаешь. Преподает профессиональный медик, подполковник.

– Сейчас повысились требования к автошколам, к материально-технической базе. Кто не выполнит – будут закрывать. Потому что ради чего все это? – директор обводит рукой интерактивные доски, двигатели в разрезе, компьютеры. – Для того чтобы люди на дорогах не гибли.


Грузовой перевал

Спрашиваю девушек: с чего вдруг пошли в автосервис?

– Сама захотела. Просто технику люблю, с детства машинки, машинки...

– Мне этот техникум посоветовали: хорошие педагоги, оборудование хорошее. А так – у меня папа дальнобойщик, так что я с детства знаю, что такое машина.

– Мой папа автослесарь, меня лет с шести с собой на работу брал, так что я себе другой профессии и не представляла. Но, думаю, мало кто из девчонок найдет работу того же автослесаря.

– Да, устоявшееся мнение, что это мужская профессия. Побоятся брать на работу женщину.

Их, честно говоря, и не представить в роли автослесаря. С виду – принцессочки такие. Они, похоже, и не претендуют на то чтобы становиться автослесарями, — они не прочь завести свой бизнес (предварительно получив высшее) и командовать, в том числе автослесарями. То, чему здесь научились, просто «для жизни».

...С улицы новый автодром техникума не виден – он за учебным корпусом. В 2013 году губернатор выделил деньги на строительство – попотом приезжал принимать.

Ряд легковушек, ряд грузовиков. Девчонки вместе с инструкторами – к грузовикам, «по коням». Одна нерешительно переминается: сегодня вообще-то вождение не планировалось, поэтому девушка на каблуках. Не разъездишься.

Транспортные средства категории С одно за другим, косяком, поплыли по всему маршруту автодрома. «Горка», фигурное вождение, полоса разгона, «железнодорожный переезд». Разворот в три приема. Парковка задним ходом. За рулем одного из грузовиков – та самая девушка, которая на каблуках. Кто-то комментирует: «Дашка не выдержала. Шпильки скинула – босиком поехала».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5382) от 22.01.2015.


Комментарии