Вперед «под газом»!

Северо-Запад медленно, но верно встраивается в федеральную газозаправочную сеть. 4 октября были введены автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) в Великом Новгороде, Гатчине и Петербурге. В целом же в шести округах России приступили к работе 14 новых метановых станций - причем по «отмашке» из северной столицы. Команду на ввод в режиме прямой телетрансляции дал глава «Газпрома» Алексей Миллер на открытии VI Петербургского международного газового форума, собравшего представителей 36 стран мира.

Вперед «под газом»! | Фото Karl-Josef Hildenbrand/DPA

Фото Karl-Josef Hildenbrand/DPA

Выглядело это довольно эффектно. На экране появлялись Южно-Сахалинск, Томск, Уфа, Ставрополь, Петербург, другие города, и руководители в касках бодро рапортовали о полной готовности станций, которые должны стать опорными точками федеральных газотранспортных коридоров.

Однако уж слишком велики расстояния и неразвит рынок газомоторного топлива, а меры его государственной поддержки пока мало ощутимы. Об этом - в который раз! - говорилось на панельных дискуссиях в рамках форума, тогда как на специализированных выставках красовались достижения отечественного автопрома и компаний, продвигающих конкурентоспособную продукцию на автогазовый рынок. Такой диссонанс, бьющий в глаза на фоне зарубежного опыта, вполне закономерен.

Статистика тоже однозначной оценки вызвать не может. Оператор могущественной корпорации - «Газпром газомоторное топливо» - в нынешнем году запустил 22 АГНКС, а к концу 2016-го эта цифра вырастет до 39. Объем инвестиций составит порядка 7 млрд рублей. Таким образом, в стране появятся еще 35 новых и 4 реконструируемые станции, обслуживающие машины, которые работают на компримированном природном газе (КПГ). Много это или мало? С точки зрения исходных позиций - заметный рывок, а в контексте всей масштабной задачи - небольшой, прямо скажем, крохотный, шажок.

Взять Петербург: годами пятимиллионный город вообще довольствовался единственной полноценной газовой заправкой автомобилей на Пулковском шоссе (АГНКС в Сестрорецке не в счет). Теперь открыта и проходит обкатку вторая газовая заправка - на проспекте Стачек. А на очереди - такие же станции на улицах Кубинской, Фучика, Ворошилова, Караваевской и в других местах. Понятно, что в мегаполисе получить участок и пройти ряд утомительных бюрократических согласований непросто. Вероятно, поэтому сначала заверяли, что в разных частях города к 2018 году будет открыто 25 таких станций, а затем отодвинули срок на два года. Ожидается, что к 2020 году Ленобласть также получит в каждом районе современную АГНКС.

К тому времени «Газпром» будет иметь в России 685 подобных объектов общей мощностью 4,5 млрд кубометров газа в год. Сегодня под газпромовским «флагом» работают около 250 станций, предоставляющих КПГ водителям специально оборудованных легковых и грузовых машин, пассажирским перевозчикам и коммунальному транспорту. Это примерно 95% всего рынка - оставшуюся долю занимают частные владельцы АГНКС.

Наверное, программа выполнима: средств газовики не жалеют и благосклонное внимание со стороны правительства себе обеспечили. Отсюда динамичный ввод газозаправок, учитывая к тому же, что они максимально полно оснащены отечественным оборудованием. Во многом, кстати, благодаря петербургским производителям: компания Barrens приложила руку к переводу машин на сжатый (компримированный) газ. А «автором» новой АГНКС в нашем городе стала компания «Газомоторные технологии» (входит в Кировский завод), которая создает их на основе собственных разработок и инженерных решений. По программе, которую она согласовала с газовиками и Смольным, станции в ее исполнении через год-два появятся в Кингисеппе, Горелове, Пикалеве, Колпине.

Движение налицо. Но стоит напомнить, что в Германии уже сегодня свыше тысячи больших и маленьких газозаправок - вдвое больше, чем собирается построить «Газпром». По данным этой компании, на конец года рост продаж КПГ в России составит 12%. Вроде неплохо, но в натуральном выражении - жалкие крохи. Необходимо, чтобы на дорогах страны каждый год появлялось дополнительно 25 - 30 тысяч «газовых» автомашин, а их по-прежнему мало. В Боливии, для примера, газомоторное топливо использует 400 тысяч автомобилей, в Италии - около 960 тысяч, а в России - где-то 110 тысяч, не больше. Эти цифры были названы на форуме.

Неудивительно, что наши АГНКС, каждая из которых стоит в среднем 150 млн рублей, загружены на 30%, а от этого зависит срок окупаемости. И сеть заправочных станций пока так мала, что руководители транспортных предприятий (а на них весь расчет) трижды подумают, прежде чем покупать дорогостоящую технику, только сошедшую с конвейера, и тем более переоборудовать под КПГ имеющиеся автобусы или самосвалы. Поэтому задача правительства - перевести на КПГ к 2020 году парк городского пассажирского транспорта ровно наполовину - выглядит утопичной. Даже для «Пассажиравтотранса», который к концу года собирается довести число петербургских автобусов, бегающих на метане, до сотни.

Конечно, картина по стране не одинакова. На Ставрополье и в других южных регионах она довольна оптимистичная, в северной части России - преимущественно другая. Татарстан, лидер движения, только в этом году собирается запустить 9 газозаправок, а на Сахалине, в Ярославле и Борисоглебске едва дождались первую. Однако «среднее арифметическое» говорит о том, что национальным проектом перевод автомобилей на газовое топливо по большому счету не стал.

Чиновники ведут себя, как водится, непоследовательно. Одной рукой толкают процесс, субсидируя производство и покупку «газовой» техники, а другой - объективно препятствуют, создавая трудновыполнимые условия для передачи земельных участков, соблюдения избыточного числа нормативов и требований, порой противоречащих друг другу, особенно в сфере безопасности и экологии. Потребителя увлекают рассказами об экономических преимуществах перевода техники на метан, но предлагают все еще скудную заправочную сеть. И стоит он задумчиво, как былинный витязь на распутье, не в силах выбрать дорогу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5804) от 07.10.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны