Главная городская газета

Вперед «под газом»!

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Вперед «под газом»! | Фото Karl-Josef Hildenbrand/DPA

Фото Karl-Josef Hildenbrand/DPA

Северо-Запад медленно, но верно встраивается в федеральную газозаправочную сеть. 4 октября были введены автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) в Великом Новгороде, Гатчине и Петербурге. В целом же в шести округах России приступили к работе 14 новых метановых станций - причем по «отмашке» из северной столицы. Команду на ввод в режиме прямой телетрансляции дал глава «Газпрома» Алексей Миллер на открытии VI Петербургского международного газового форума, собравшего представителей 36 стран мира.

Выглядело это довольно эффектно. На экране появлялись Южно-Сахалинск, Томск, Уфа, Ставрополь, Петербург, другие города, и руководители в касках бодро рапортовали о полной готовности станций, которые должны стать опорными точками федеральных газотранспортных коридоров.

Однако уж слишком велики расстояния и неразвит рынок газомоторного топлива, а меры его государственной поддержки пока мало ощутимы. Об этом - в который раз! - говорилось на панельных дискуссиях в рамках форума, тогда как на специализированных выставках красовались достижения отечественного автопрома и компаний, продвигающих конкурентоспособную продукцию на автогазовый рынок. Такой диссонанс, бьющий в глаза на фоне зарубежного опыта, вполне закономерен.

Статистика тоже однозначной оценки вызвать не может. Оператор могущественной корпорации - «Газпром газомоторное топливо» - в нынешнем году запустил 22 АГНКС, а к концу 2016-го эта цифра вырастет до 39. Объем инвестиций составит порядка 7 млрд рублей. Таким образом, в стране появятся еще 35 новых и 4 реконструируемые станции, обслуживающие машины, которые работают на компримированном природном газе (КПГ). Много это или мало? С точки зрения исходных позиций - заметный рывок, а в контексте всей масштабной задачи - небольшой, прямо скажем, крохотный, шажок.

Взять Петербург: годами пятимиллионный город вообще довольствовался единственной полноценной газовой заправкой автомобилей на Пулковском шоссе (АГНКС в Сестрорецке не в счет). Теперь открыта и проходит обкатку вторая газовая заправка - на проспекте Стачек. А на очереди - такие же станции на улицах Кубинской, Фучика, Ворошилова, Караваевской и в других местах. Понятно, что в мегаполисе получить участок и пройти ряд утомительных бюрократических согласований непросто. Вероятно, поэтому сначала заверяли, что в разных частях города к 2018 году будет открыто 25 таких станций, а затем отодвинули срок на два года. Ожидается, что к 2020 году Ленобласть также получит в каждом районе современную АГНКС.

К тому времени «Газпром» будет иметь в России 685 подобных объектов общей мощностью 4,5 млрд кубометров газа в год. Сегодня под газпромовским «флагом» работают около 250 станций, предоставляющих КПГ водителям специально оборудованных легковых и грузовых машин, пассажирским перевозчикам и коммунальному транспорту. Это примерно 95% всего рынка - оставшуюся долю занимают частные владельцы АГНКС.

Наверное, программа выполнима: средств газовики не жалеют и благосклонное внимание со стороны правительства себе обеспечили. Отсюда динамичный ввод газозаправок, учитывая к тому же, что они максимально полно оснащены отечественным оборудованием. Во многом, кстати, благодаря петербургским производителям: компания Barrens приложила руку к переводу машин на сжатый (компримированный) газ. А «автором» новой АГНКС в нашем городе стала компания «Газомоторные технологии» (входит в Кировский завод), которая создает их на основе собственных разработок и инженерных решений. По программе, которую она согласовала с газовиками и Смольным, станции в ее исполнении через год-два появятся в Кингисеппе, Горелове, Пикалеве, Колпине.

Движение налицо. Но стоит напомнить, что в Германии уже сегодня свыше тысячи больших и маленьких газозаправок - вдвое больше, чем собирается построить «Газпром». По данным этой компании, на конец года рост продаж КПГ в России составит 12%. Вроде неплохо, но в натуральном выражении - жалкие крохи. Необходимо, чтобы на дорогах страны каждый год появлялось дополнительно 25 - 30 тысяч «газовых» автомашин, а их по-прежнему мало. В Боливии, для примера, газомоторное топливо использует 400 тысяч автомобилей, в Италии - около 960 тысяч, а в России - где-то 110 тысяч, не больше. Эти цифры были названы на форуме.

Неудивительно, что наши АГНКС, каждая из которых стоит в среднем 150 млн рублей, загружены на 30%, а от этого зависит срок окупаемости. И сеть заправочных станций пока так мала, что руководители транспортных предприятий (а на них весь расчет) трижды подумают, прежде чем покупать дорогостоящую технику, только сошедшую с конвейера, и тем более переоборудовать под КПГ имеющиеся автобусы или самосвалы. Поэтому задача правительства - перевести на КПГ к 2020 году парк городского пассажирского транспорта ровно наполовину - выглядит утопичной. Даже для «Пассажиравтотранса», который к концу года собирается довести число петербургских автобусов, бегающих на метане, до сотни.

Конечно, картина по стране не одинакова. На Ставрополье и в других южных регионах она довольна оптимистичная, в северной части России - преимущественно другая. Татарстан, лидер движения, только в этом году собирается запустить 9 газозаправок, а на Сахалине, в Ярославле и Борисоглебске едва дождались первую. Однако «среднее арифметическое» говорит о том, что национальным проектом перевод автомобилей на газовое топливо по большому счету не стал.

Чиновники ведут себя, как водится, непоследовательно. Одной рукой толкают процесс, субсидируя производство и покупку «газовой» техники, а другой - объективно препятствуют, создавая трудновыполнимые условия для передачи земельных участков, соблюдения избыточного числа нормативов и требований, порой противоречащих друг другу, особенно в сфере безопасности и экологии. Потребителя увлекают рассказами об экономических преимуществах перевода техники на метан, но предлагают все еще скудную заправочную сеть. И стоит он задумчиво, как былинный витязь на распутье, не в силах выбрать дорогу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook