«Восточная» Евпатория

В ряду знаменитых крымских достопримечательностей Евпатория занимает довольно скромное место. Отдыхающих привлекают сюда главным образом санатории и песчаные пляжи. Великолепных дворцов и ландшафтов в этой части Крыма, увы, нет. Античное наследие города (возраст которого насчитывает 25 веков) тоже небогато. Однако перед пытливыми путешественниками Евпатория раскрывает целый пласт почти незнакомой, но на редкость интересной и разнообразной культуры крымских татар и караимов.

«Восточная» Евпатория | Улица татарского квартала. ФОТО АВТОРА

Улица татарского квартала. ФОТО АВТОРА

За воротами Дровяного базара

Безусловно, главный памятник крымско-татарской культуры – это ханский дворец в Бахчисарае, один из самых посещаемых музеев Крыма (наряду с Ливадией, Алупкинским комплексом и Судакской крепостью). В Симферополе открыт Крымско-татарский музей культурно-исторического наследия. Но и в Евпатории, где крымские татары составляют около 6% населения, есть на что посмотреть. Туристам предлагаются и так называемые сити-туры на автобусах-кабриолетах, и пешие экскурсии. А можно побродить по улицам самостоятельно, заглядывая в небольшие, но современные музеи, которых здесь немало.

Почти на самом берегу Каламитского залива высится старинная мечеть Джума-Джами, сооруженная в XVI веке по проекту выдающегося османского зодчего Ходжи Синана. Неподалеку – Свято-Никольский собор, построенный в неовизантийском стиле в конце XIX века. Массивный купол собора перекликается с полукруглым куполом мечети. В пешей доступности находятся армянская церковь, синагога, караимские кенасы...

Как и многие древние города Тавриды, Евпатория не раз меняла название. В античности была Керкинитидой. Позднее, когда в Крыму обосновались татары, стала Гёзлёвом. Существует несколько вариантов произношения топонима Гёзлёв, но для русского уха привычнее всего звучало «Козлов». Лишь в конце XVIII века, после вхождения Крыма в состав России, Гёзлёв-Козлов стал Евпаторией.

Старинные татарские кварталы находятся в стороне от курортной части города. Небольшой участок отреставрирован, приведен в порядок и превращен в туристическую зону. Одно- и двухэтажные жилые дома выкрашены в разные цвета: песочно-желтый, светло-голубой, бледно-розовый. Многие здания украшены лепными и живописными панно современной работы. По этим нешироким даже в высокий сезон малолюдным улочкам можно бродить весь день.

Основные достопримечательности сосредоточены на небольшой площади, образуемой пересечением улиц Караимской и Караева. Это целый комплекс сооружений, позволяющий ознакомиться с культурой крымских татар с разных сторон, в том числе с гастрономической.

Возник этот комплекс недавно, в начале 2000-х годов, когда власти города предложили частным инвесторам восстановить средневековые ворота Одун-Базар Капусы (то есть ворота Дровяного базара) – самые крупные из пяти ворот Гёзлёва, находившиеся в торгово-ремесленном квартале. В конце 1950-х старинный памятник снесли – он якобы мешал проезду грузовиков к соседнему хлебозаводу. Сейчас внутри ворот (они представляют собой квадратную башню) разместился музей. Посетить его можно только с экскурсией, по расписанию. Зрителей вводят в полутемный зал, и «оживает» центральный экспонат – большой макет средневекового Гёзлёва. Зажигаются огоньки в 17 городских мечетях, звучат с минаретов голоса муэдзинов, призывающих правоверных на молитву. Восточный город просыпается...

Танец дервишей

В здании ворот находится также кофейня «Кезлев кавеси», но если вы хотите основательно ознакомиться с крымско-татарской кухней – добро пожаловать в уютный этноресторан «Джеваль» на противоположной стороне площади. Летом столы расставлены во внутреннем дворике под навесами, где всегда прохладно и царит идеальная чистота. Здесь предлагают национальные блюда и напитки (исключительно безалкогольные). Названия некоторых блюд известны нам с детства (шашлык, шурпа), другие кажутся смутно знакомыми: например, чиберек – это чебурек.

Напротив ресторана – одноименный этноотель. За отелем еще один удивительный музей: «Текие дервишей» (посещение только с экскурсией). На небольшой территории расположилась экспозиция, посвященная быту крымских татар и трагическим событиям их недавней истории, остатки маленькой мечети Шукурла-эфенди (в музее ее датируют аж XIV веком, хотя скептически настроенные ученые называют гораздо более позднюю дату: XVIII или XIX век) и собственно текие. Текие – это интереснейшая культовая постройка: перекрытый куполом зал с примыкающими к нему кельями для уединения и молитвы. Она предназначалась для собраний дервишей, которых иногда называют «мусульманскими монахами» (что не вполне верно). На своих собраниях дервиши, исполняя особые танцы, впадали в религиозный экстаз, за что их прозвали «кружащимися дервишами». Со стороны эти экстатические кружения (они проводятся и сейчас, записи можно увидеть в Интернете) производят сильное впечатление.

Кенасы на Караимской улице

Если миновать арку ворот Дровяного базара и пройти по Караимской улице, то слева будет синагога Егия-Капай, открытая в 1912 году и вновь возвращенная иудейской общине в 1995-м. За синагогой – популярное кафе-музей еврейской кухни «Йоськин кот». Неподалеку открыт ресторанчик караимской кухни «Караман», где бывает сложно отыскать свободный столик. По тому же адресу (Караимская, 68) располагается самое прекрасное сооружение Евпатории – Караимские кенасы, духовная святыня крымских караимов. На полуострове крупная караимская община населяла знаменитый пещерный город недалеко от Бахчисарая Чуфут-Кале (в переводе – «Иудейская крепость»), где до сих пор сохранились древние кенасы.

В Евпатории караимов сейчас всего 0,12% от городского населения, однако кенасы, строительство которых началось в 1803 году, до сих пор служат для собраний общины. Они представляют собой два отдельно стоящих молитвенных помещения (Большая и Малая кенасы), объединенных несколькими двориками в единый комплекс. Войти в них можно через портал в виде триумфальной арки, сооруженный в 1900 году, его классические формы привычны глазу петербуржца. Но самое изумительное здесь – залитые солнцем дворики, напоминающие итальянские.

Первый увит виноградом, дающим прохладу в жаркие дни, на белых оштукатуренных стенах укреплены 22 мраморные плиты с текстами о важнейших событиях истории крымских караимов. Следующий дворик, Мраморный, образован арочной колоннадой. За ней – памятник в честь посещения кенас в 1825 году Александром I. В боковом дворике Большой кенасы устроен лапидарий с остатками старинных надгробий с разоренного караимского кладбища – место печальное и тихое.

Поражают красотой и удивительной атмосферой интерьеры обеих кенас, а также отделанный мрамором Двор ожидания молитвы с фонтаном и солнечными часами. Словом, побывать в Евпатории и не посетить Караимские кенасы было бы непростительной ошибкой.

Всего в Евпатории насчитывается около 20 музеев – неплохо для города со стотысячным населением! Причем это музеи живые, современные. Хотя курорт на Каламитском заливе Черного моря имеет многочисленные прекрасные постройки в стиле модерн, все же нас покорила именно «восточная» Евпатория – оригинальная, изысканная и многообразная.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (5687) от 21.04.2016.


Комментарии