Воля для гения

Александр Сергеевич, солнце наше, переворачивается в гробу. Поставленный им когда-то вопрос о совместимости гения и злодейства вдруг невероятно обострился и стал предметом жарких дискуссий. До сих пор все как-то по умолчанию соглашались: ну да, иногда такое совпадение возможно. Взять, к примеру, того же Наполеона... Но с недавних пор наша культурная общественность определилась и в едином порыве заявила: нет, все-таки гений и злодейство - две вещи несовместные! И если кто-то попытается доказать иное, то он - душитель свободы и фальсификатор.

 Воля для гения | Иллюстрация kesu/shutterstock.com

Иллюстрация kesu/shutterstock.com

Причина столь редкого в культурной среде единодушия всем хорошо известна: под уголовную статью неожиданно попал знаменитый режиссер. Вменяют ему мошенничество в особо крупном размере - дескать, получил от государства денежки, но потратил их куда-то не туда. Тут-то вся культура вспомнила Станиславского и дружно выдохнула: «Не верю!».

Нужно ли говорить, что ни один из участников этого хора материалов уголовного дела в руках не держал. Но сомнений тем не менее никто не испытывает: там, в этом деле, дескать, все ложь. Не мог он притырить эти деньги, потому что гений! И его преследуют за убеждения, что есть возвращение к страшным временам. А известная светская львица, решившая баллотироваться в президенты, на своей первой предвыборной пресс-конференции публично причислила данного гения к политзаключенным. Хотя он, как известно, пребывает не в заключении, а всего лишь под домашним арестом. И даже имеет право выходить на улицу погулять.

Никто из защитников режиссера к тому же не смог вспомнить ни одного факта его участия в какой-либо политической акции, обидной для власти. Несмотря на свой авангардизм, ни к какой оппозиции он никаким боком не примыкал. Да и глупо бы было - государство к нему благоволило, выделило ему хорошую сценическую площадку, отпускало на эксперименты немалые деньги...

А теперь оно просто спокойно поинтересовалось, куда они потрачены. В самом этом вопросе, заметим, абсолютно ничего необычного нет. Его задают тысячам людей, оперирующих бюджетными средствами. И да - порой дело кончается обвинением в мошенничестве. До сих пор культурную братию это вполне устраивало: а как иначе, народные денежки надо беречь! А кто беречь не умеет, тот, как говорится в одном из самых наших культовых фильмов, должен сидеть в тюрьме.

Но как только под раздачу попал собрат по цеху, логика сменилась на самую что ни на есть простонародную: «Наших бьют!». Подоплеку этой метаморфозы мне «на пальцах» объяснил солидный менеджер от культуры: каждый из этих «борцов за свободу творчества» понял, что завтра могут прийти и к нему. И наверняка какой-нибудь грех найдут. Ибо ни один более-менее крупный культурный проект с бюджетным финансированием сегодня нельзя реализовать абсолютно законно. Деньги нужны сильно заранее, а государство их выделяет много позже. Крутятся кто как может - одни расходуют свои, другие берут кредиты, третьи перекидывают средства из других проектов. Что есть не совсем хорошо.

Тот ли это случай или какой-то другой, будем надеяться, следствие разберется. Об исходе не пытаюсь и гадать. Могу допустить даже, что дело действительно сфальсифицировано. Такое, увы, тоже у нас бывает.

Постоянные читатели нашей газеты наверняка вспомнят серию моих статей, посвященных делу о рейдерском захвате кафе «У Казанского». Среди обвиняемых тогда был полковник юстиции в отставке заслуженный юрист России Александр Абрамович Козлик. 16 месяцев он провел в заключении, из них большую часть - в самом страшном следственном изоляторе страны «Матросская тишина». Получил колоссальную моральную травму, подорвал и без того изношенное здоровье. Потом разобрались, и оказалось - ни в чем не виновен, сидел ни за что...

Недавно я узнал, что Козлик подал в суд на Следственный комитет за незаконный арест. И суд этот выиграл. И получил от государства компенсацию понесенного ущерба в размере 3 миллионов рублей. Что, по сути, можно бы счесть за официальное признание фальсификации дела. Следующим шагом, по идее, должно было бы стать привлечение к ответственности тех, кто это сотворил. Но на инициирование подобного процесса у Козлика уже сил нет...

Вот тут бы культурной общественности и вмешаться, и возопить: как такое возможно в государстве, объявившем себя правовым?! Но никаких криков не раздается. Козлик с его делом никому не интересен - ведь он не гений, а просто честный человек.

«Ты для себя лишь хочешь воли» - помните, это сказал старый мудрый цыган пушкинскому Алеко. Свет наш Александр Сергеевич на этот раз, как видим, выразился вполне определенно. Почаще бы кое-кому надо его перечитывать.

#финансы #ответственность #культура

Комментарии