Водка и ее лоббисты

9 ноября в газете была опубликована заметка «Без пол-литра не поймешь», где говорилось о непоследовательности антиалкогольной политики государства, в том числе и в борьбе с теневым рынком спиртных напитков. Считаю, следует обратить внимание и на другие стороны проблемы - чрезмерную доступность алкоголя.

Водка и ее лоббисты | ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Недавно Минэкономразвития высказалось за разрешение алкогольной рекламы. Аргумент таков: запрет рекламы невыгоден производителям. Уменьшается объем продаж, снижается прибыль. На горестные размышления наводит эта позиция государственных чиновников.

Запрет рекламы алкоголя был одним из средств ограничить его потребление. Это часть стратегии, разработанной Европейским комитетом ВОЗ. Страны, принявшие эту стратегию, ощутили ее эффективность. СМИ приводят такие данные: за сорок лет потребление алкоголя во Франции сократилось на 38 процентов.

А вот наша ежедневная практика. Маленькая часть Петербурга, район Мальцевского рынка. В сетевом магазине на Фонтанной улице зал алкогольной торговли царит и по размерам, и по выгодному расположению. В соседнем доме - винный супермаркет, а рядом - дверь в магазин «Продукты», где тоже преобладает спиртное. Пройдем метров 50 по улице Некрасова. На этой короткой дистанции в доме № 48 встретим винный бутик, в доме № 44 - алкогольный супермаркет. Он расположился в помещении, где недавно продавали фермерские продукты.

Пройдем еще несколько метров до улицы Восстания. На углу закрыли гастроном. Сегодня вместо него супермаркет-бар. Да, забыла про еще один сетевой подвальчик с его обильными алкогольными полками. И еще один сетевой маркет за углом, в Басковом переулке...

Сегодня это типичная картина для Петербурга. Искать надо магазины игрушек, хозяйственных, электро- и канцтоваров, галантереи. А алкогольные напитки нам буквально навязывают на каждом шагу.

Нас пытаются убедить, что водочная отрасль - источник благополучия экономики. Лоббисты забыли, что история опровергает этот тезис.

В 1925 году в стране был отменен сухой закон и введена государственная монополия на водку. «Нам придется немного запачкаться, чтобы построить социализм», - объяснил эту меру Сталин американской рабочей делегации. Народ охотно поддержал политику партии. Водку привозили даже на предприятия. Деньги полились в казну. Скоро выявилась неожиданная закономерность. Доходы стали перекрываться убытками. В 1928 году продажа водки принесла 728 миллионов рублей. Убытки от нее же - 1 млрд 270 млн. Надеясь перекрыть убытки, правительство еще увеличило выпуск водки - выросли и потери. Эта гонка продолжалась до 1985 года. При этом рос и коэффициент убыточности пьяного рубля. В пятилетие 1981 - 1985 гг. он был 3,54%.

Неужели мы ничему не научились?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.


Комментарии