Водить по-русски

По действующему законодательству, все водители-гастарбайтеры, занимающиеся пассажирскими перевозками, должны до 1 июня этого года сдать в подразделениях ГИБДД теоретический и практический экзамены. Причем к испытаниям могут быть допущены лишь те, кто прошел трехмесячное обучение в автошколах. Однако «садиться за парту» водители-мигранты не торопятся, надеясь на то, что законодатели вновь дадут отсрочку.

Водить по-русски | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Обязать работодателей нанимать только тех, у кого есть российские права, заставило количество аварий с участием водителей-гастарбайтеров. Зарубежные гости, которые чаще всего работают на маршрутках, а также на грузовиках, обслуживающих стройки, зачастую руководствуются исключительно собственными правилами. О безопасности пассажиров, да и тех, кто едет в соседних автомобилях, говорить не приходится. Нанимают таких «водил» за копейки, будучи уверенными, что те уж точно не будут предъявлять претензий по поводу технического состояния выделенного автомобиля. Если маршрутка развалится по дороге, то они и ответят. А старое «ведро» и так и так не жалко.

Определиться со статусом иногородних водителей наши законодатели не могут вот уже несколько лет. На самом высоком уровне принимаются различные решения, порой противоречащие друг другу. Еще в 2013 году президентом России были подписаны поправки в Закон о безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми запрещалось работать по найму водителям с национальными водительскими удостоверениями. Управлять личным автомобилем с украинскими, белорусскими, узбекскими или таджикскими правами можно, а вот работать по найму с ними на пассажирских перевозках нельзя.

Поправки к закону вступали в силу 5 ноября 2013 года. Обменять свои национальные удостоверения водители тогда могли, сдав лишь теоретический экзамен. И его успешно прошли чуть больше 50 процентов всех желающих. Остальных отправили на переэкзаменовку. Что, впрочем, не мешало им и далее крутить баранку. Руководители транспортных предприятий признаются, что мигранты редко сдают на права с первого раза. Основная проблема – плохое знание русского языка. Большинство экзаменуемых даже не доходили до пятого из 20 вопросов. Правда, через год, после более тщательной подготовки мигрантов, в группах из 50 человек зачет с первого раза получали уже 46 водителей.

«Весной прошлого года среди иностранцев наблюдался настоящий ажиотаж по замене своих удостоверений на российские, – рассказывает заместитель начальника ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник полиции Александр Кузнецов. – Все наши экзаменационно-регистрационные подразделения работали чрезвычайно напряженно. Более 4,5 тысячи людей сдали теорию. Руководители транспортных предприятий вздохнули с облегчением. Еще бы! Ведь на ответственных лиц вводился штраф 50 тысяч, да и сами водители попадали бы под статью за выезд на линию без прав. Однако часть водителей-мигрантов так и не получили российского удостоверения».

Тем более что 5 ноября нормативный документ в силу не вступил. Тогда это обосновывали риском остановки общественного транспорта – мол, именно это произойдет, если мы лишим возможности работать водителей с иностранными правами. Приводилась даже статистика, согласно которой около трети всех водителей трамваев, троллейбусов, автобусов и маршруток на тот момент были иностранцами и обладали только водительскими удостоверениями, выданными на родине. Посему срок обмена удостоверений перенесли на 7 мая 2014 года.

Но не успела эта дата наступить, как законодатели опять отодвинули сроки. Авторы законопроектов из Комитета по транспорту Госдумы обнаружили, что нет подзаконных актов, на основании которых должен происходить обмен иностранных удостоверений. И сроки обмена сдвинули уже на 1 июня 2015 года. Правда, теперь гастарбайтерам уже необходимо пройти весь процесс обучения в автошколе и сдать оба экзамена. Вот такова предыстория.

Но в этом году никто из водителей-гастарбайтеров так и не прошел обучение в автошколах города и области. Потому как сами школы проходили «переаттестацию». Да и обучение стоимостью 60 тысяч рублей на категорию D не каждому по карману. Хотя за них могли бы заплатить и сами предприятия, заинтересованные продолжать выгодный бизнес.

В настоящее время пассажирские транспортные предприятия все еще продолжают набор водителей-гастарбайтеров.

«Если еще в 1990-е годы в Петербурге было около ста маршрутов, – рассказывает Денис Данилов, пресс-секретарь транспортной компании «Третий парк» (одного из основных перевозчиков), – то сегодня их уже более 300. Город продолжает расти, отказаться от водителей из бывших республик СССР сразу невозможно. Если мы хотим привлечь к работе россиян, то профильным комитетам администрации города давно было необходимо заниматься их подготовкой. Но учебных комбинатов катастрофически не хватает».

Сами же чиновники и руководители транспортных компаний сохраняют нордическое спокойствие. Все, с кем мне пришлось поговорить на эту тему, уверены, что в ближайшее время Госдума продлит сроки обмена водительских удостоверений иностранцам.

– Такие поправки в законодательство действительно находятся сейчас на рассмотрении, – пояснил Александр Кузнецов. – Согласно им, работать в России на автомобильном транспорте иностранцам с зарубежными правами предполагается разрешить до 1 марта 2017 года. Но, повторяю, это только проект. И сейчас ничто не мешает мигрантам пройти обучение в школах, не дожидаясь очередных решений «сверху».

Свою новую инициативу законодатели вновь объясняют риском остановки общественного транспорта. Только вот обеспечит ли очередной перенос сроков нашу безопасность на дорогах?! И сколько можно переписывать законы в угоду лоббистов?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5462) от 21.05.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны