Водить по-русски

По действующему законодательству, все водители-гастарбайтеры, занимающиеся пассажирскими перевозками, должны до 1 июня этого года сдать в подразделениях ГИБДД теоретический и практический экзамены. Причем к испытаниям могут быть допущены лишь те, кто прошел трехмесячное обучение в автошколах. Однако «садиться за парту» водители-мигранты не торопятся, надеясь на то, что законодатели вновь дадут отсрочку.

Водить по-русски | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Обязать работодателей нанимать только тех, у кого есть российские права, заставило количество аварий с участием водителей-гастарбайтеров. Зарубежные гости, которые чаще всего работают на маршрутках, а также на грузовиках, обслуживающих стройки, зачастую руководствуются исключительно собственными правилами. О безопасности пассажиров, да и тех, кто едет в соседних автомобилях, говорить не приходится. Нанимают таких «водил» за копейки, будучи уверенными, что те уж точно не будут предъявлять претензий по поводу технического состояния выделенного автомобиля. Если маршрутка развалится по дороге, то они и ответят. А старое «ведро» и так и так не жалко.

Определиться со статусом иногородних водителей наши законодатели не могут вот уже несколько лет. На самом высоком уровне принимаются различные решения, порой противоречащие друг другу. Еще в 2013 году президентом России были подписаны поправки в Закон о безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми запрещалось работать по найму водителям с национальными водительскими удостоверениями. Управлять личным автомобилем с украинскими, белорусскими, узбекскими или таджикскими правами можно, а вот работать по найму с ними на пассажирских перевозках нельзя.

Поправки к закону вступали в силу 5 ноября 2013 года. Обменять свои национальные удостоверения водители тогда могли, сдав лишь теоретический экзамен. И его успешно прошли чуть больше 50 процентов всех желающих. Остальных отправили на переэкзаменовку. Что, впрочем, не мешало им и далее крутить баранку. Руководители транспортных предприятий признаются, что мигранты редко сдают на права с первого раза. Основная проблема – плохое знание русского языка. Большинство экзаменуемых даже не доходили до пятого из 20 вопросов. Правда, через год, после более тщательной подготовки мигрантов, в группах из 50 человек зачет с первого раза получали уже 46 водителей.

«Весной прошлого года среди иностранцев наблюдался настоящий ажиотаж по замене своих удостоверений на российские, – рассказывает заместитель начальника ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник полиции Александр Кузнецов. – Все наши экзаменационно-регистрационные подразделения работали чрезвычайно напряженно. Более 4,5 тысячи людей сдали теорию. Руководители транспортных предприятий вздохнули с облегчением. Еще бы! Ведь на ответственных лиц вводился штраф 50 тысяч, да и сами водители попадали бы под статью за выезд на линию без прав. Однако часть водителей-мигрантов так и не получили российского удостоверения».

Тем более что 5 ноября нормативный документ в силу не вступил. Тогда это обосновывали риском остановки общественного транспорта – мол, именно это произойдет, если мы лишим возможности работать водителей с иностранными правами. Приводилась даже статистика, согласно которой около трети всех водителей трамваев, троллейбусов, автобусов и маршруток на тот момент были иностранцами и обладали только водительскими удостоверениями, выданными на родине. Посему срок обмена удостоверений перенесли на 7 мая 2014 года.

Но не успела эта дата наступить, как законодатели опять отодвинули сроки. Авторы законопроектов из Комитета по транспорту Госдумы обнаружили, что нет подзаконных актов, на основании которых должен происходить обмен иностранных удостоверений. И сроки обмена сдвинули уже на 1 июня 2015 года. Правда, теперь гастарбайтерам уже необходимо пройти весь процесс обучения в автошколе и сдать оба экзамена. Вот такова предыстория.

Но в этом году никто из водителей-гастарбайтеров так и не прошел обучение в автошколах города и области. Потому как сами школы проходили «переаттестацию». Да и обучение стоимостью 60 тысяч рублей на категорию D не каждому по карману. Хотя за них могли бы заплатить и сами предприятия, заинтересованные продолжать выгодный бизнес.

В настоящее время пассажирские транспортные предприятия все еще продолжают набор водителей-гастарбайтеров.

«Если еще в 1990-е годы в Петербурге было около ста маршрутов, – рассказывает Денис Данилов, пресс-секретарь транспортной компании «Третий парк» (одного из основных перевозчиков), – то сегодня их уже более 300. Город продолжает расти, отказаться от водителей из бывших республик СССР сразу невозможно. Если мы хотим привлечь к работе россиян, то профильным комитетам администрации города давно было необходимо заниматься их подготовкой. Но учебных комбинатов катастрофически не хватает».

Сами же чиновники и руководители транспортных компаний сохраняют нордическое спокойствие. Все, с кем мне пришлось поговорить на эту тему, уверены, что в ближайшее время Госдума продлит сроки обмена водительских удостоверений иностранцам.

– Такие поправки в законодательство действительно находятся сейчас на рассмотрении, – пояснил Александр Кузнецов. – Согласно им, работать в России на автомобильном транспорте иностранцам с зарубежными правами предполагается разрешить до 1 марта 2017 года. Но, повторяю, это только проект. И сейчас ничто не мешает мигрантам пройти обучение в школах, не дожидаясь очередных решений «сверху».

Свою новую инициативу законодатели вновь объясняют риском остановки общественного транспорта. Только вот обеспечит ли очередной перенос сроков нашу безопасность на дорогах?! И сколько можно переписывать законы в угоду лоббистов?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5462) от 21.05.2015.


Комментарии