Влюбиться в патанатомию

Влюбиться в патанатомию | ФОТО MarkovSM/shutterstock.com

ФОТО MarkovSM/shutterstock.com

Ученики Малого медицинского факультета Дворца творчества юных увидели, чем «на самом деле и в основном» занимается патологоанатом. Урок проходил в Центре клинической морфологической диагностики доктора Сергея Воробьева.

– Все понимают патанатомию так: человек в фартуке производит вскрытие и определяет причину смерти. На самом деле большая часть работы патологоанатома – прижизненная диагностика, которая помогает лечащим врачам, – рассказывал школьникам Сергей Воробьев.

Первый такой урок доктор дал лет 15 назад. Дочь училась в школе с биологическим уклоном, учительница попросила: можно к вам на экскурсию? Да, с посещением морга. Из 24 старшеклассников решились восемь. Вся восьмерка позже поступила в медвузы, все сейчас – врачи.

На сей раз никакого морга: лаборатория занимается только прижизненной диагностикой.

– В электронный микроскоп мы наблюдаем объект в 25-тысячекратном увеличении, – говорит доктор Воробьев. – Сейчас мы определяем даже повреждения, связанные с хромосомами.

Елизавета Разварина – еще один «гид», она сотрудник компании, поставляющей современное оборудование:

– Всю жизнь училась в физматах, не предполагала, что буду связана с медициной, но занесло в десятом классе на день открытых дверей на факультет медицинской физики в Политехе...

Нагрузки в вузе были немыслимые – зато теперь уверена, что «более интересное занятие вряд ли могла придумать».

Экскурсия по кабинетам лаборатории: вот здесь, к примеру, изготовляют препараты. «Гид» приводит не самое ожидаемое для патанатомии сравнение, кулинарное: «Если вам доводилось делать карпаччо...» Ткань нужно порезать так, чтобы слой был не толще 5 – 7 микрон. Но чтобы ткань порезать, из нее надо удалить всю воду (а ее там 75 – 85%); для этого ее помещают в спирт, тот вытягивает воду, а оставшиеся пустоты заполняют парафином. Вот это уже можно резать микротомом.

Но прозрачный срез ничего вам не сообщит – надо окрашивать... В среднем подготовка препарата занимает сутки-двое.

– Но иногда хирургу надо прямо во время операции решить, «резать/не резать». Моментально кусочек ткани доставляется в лабораторию, его быстрым способом замораживают, режут, и патанатом сообщает результаты в операционную. Трудно переоценить такого специалиста.

Елизавета рассказывает: в США патологоанатом – самая оплачиваемая и престижная из врачебных профессий. На последней профессиональной конференции в США, к примеру, собравшихся приветствовала Хиллари Клинтон. Собственно, и эта экскурсия – попытка, как говорит доктор Воробьев, «влюбить будущих выпускников в патанатомию». Все-таки это в наших «прижизненных интересах».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5619) от 12.01.2016.


Комментарии