Вивальди от Сони

Итальянская барочная дива Соня Прина впервые выступила в Петербурге в Концертном зале Мариинского театра в сопровождении Венецианского барочного оркестра, приехавшего на сей раз без своего лидера Андреа Маркона.

Вивальди от Сони | В репертуаре Сони Прины оперные арии не только женские, но и мужские.<br>ФОТО предоставлено организаторами концерта

В репертуаре Сони Прины оперные арии не только женские, но и мужские.
ФОТО предоставлено организаторами концерта

Концертов подобного класса в Петербурге мало, тем дороже они для петербургской публики, которая знает толк в изысканных звуковых пиршествах. Свою экспертную искушенность слушатели поначалу словно бы демонстрировали певице прохладными аплодисментами, будто дававшими понять: мол, слыхали мы тут и не такое. Но лед снобизма певице удалось быстро растопить своим жарким, экспрессивным контральто.

Соня начинала свой путь музыканта как инструменталист, занимаясь тринадцать лет на трубе (так же, как и ее знаменитая соотечественница Чечилия Бартоли, игравшая много лет на тромбоне. К слову, Соня Прина отозвалась о Бартоли как о певице, которая заставила мир приковать взоры к операм барокко, требующим немалых интеллектуальных затрат для их глубокого постижения). Не в последнюю очередь именно благодаря игре на трубе у Сони выработалось великолепно настроенное дыхание, позволяющее с легкостью выпевать рулады, которыми усеяны партитуры барочных опер.

Соня приняла участие в проекте века – записи опер Вивальди, предпринятых несколько лет назад французской фирмой Naive и получивших огромный европейский резонанс. В отличие от Бартоли, чей исполнительский и культурный феномен не вызывает сомнений, но чей голос сам по себе не такой крупный, голос Прины намного объемнее. В будущем он вполне позволит ей при желании без большого труда перейти на оперный репертуар XIX века, включая, к примеру, Кармен в одноименной опере Бизе или Шарлотту в «Вертере» Массне. Впрочем, пока она не собирается покидать роскошные угодья опер барокко, где ей дышится и чувствуется несказанно хорошо.

Благодаря не только уникальным силе и упругости голоса, но и густым темным краскам тембра коньком Сони Прины являются так называемые брючные или травестийные партии – партии не героинь, но героев в операх Вивальди и Генделя. Знойная итальянка призналась, что некоторые ее партнерши по сцене ненароком влюбляются в нее, особенно тогда, когда режиссеры ставят любовные дуэты с особой выразительностью и страстью. Притягательный андрогинный образ Прины отсылал к истокам архетипа эстрадной звезды, который как раз активно формировался в XVII – XVIII веках в культуре кастратов.

Впрочем, программа петербургского дебюта Прины включала арии из опер Вивальди не только мужские, среди которых были Роланд, Ликид и Марциан, но и женские – Юдифь, Гризельда, Альцина. Правда, большинство женских арий представляли героинь в состоянии отчаянной ярости либо предельной решимости. Некоторые же мужские персонажи, напротив, были явлены в умиротворенном виде, как, например, Ликид из «Олимпиады» с его убаюкивающими ритмами. Голос Сони восхищал богатой гаммой динамических возможностей, тембральных красок. Идеальной репрезентации стиля Вивальди, любимого композитора героини вечера, способствовали невиданные здесь свобода и раскованность певицы. Она напоминала серфингиста, лихо перекатывающегося на крутых волнах музыки.

Венецианский барочный оркестр (состоящий из тринадцати мужчин и двух женщин), кроме аккомпанемента также «отбивавший» инструментальными концертами выходы певицы, казался поначалу несколько уставшим. Возможно, после московского концерта, где они выложились по полной. Сказывалось и отсутствие харизматичного дирижера, которого заменял первый скрипач, дирижировавший глазами.

Но ближе к финалу петербургского концерта, не говоря уже о трех взрывных бисах, оркестранты показали свою истинную форму. Особый шик добавлял лютнист, сидевший нога на ногу в центре, словно в сердце оркестра. Широкой улыбкой, пропитанностью музыкой и всем своим миролюбивым видом он вызывал ассоциации с колоритными персонажами Феллини и Антониони и чуть-чуть – «Ностальгии» Тарковского. Так создавалась атмосфера знойной сиесты, плавно переходящей в чарующую венецианскую ночь, полную тайн и приключений.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5361) от 15.12.2014.


Комментарии