Вивальди от Сони

Итальянская барочная дива Соня Прина впервые выступила в Петербурге в Концертном зале Мариинского театра в сопровождении Венецианского барочного оркестра, приехавшего на сей раз без своего лидера Андреа Маркона.

Вивальди от Сони | В репертуаре Сони Прины оперные арии не только женские, но и мужские.<br>ФОТО предоставлено организаторами концерта

В репертуаре Сони Прины оперные арии не только женские, но и мужские.
ФОТО предоставлено организаторами концерта

Концертов подобного класса в Петербурге мало, тем дороже они для петербургской публики, которая знает толк в изысканных звуковых пиршествах. Свою экспертную искушенность слушатели поначалу словно бы демонстрировали певице прохладными аплодисментами, будто дававшими понять: мол, слыхали мы тут и не такое. Но лед снобизма певице удалось быстро растопить своим жарким, экспрессивным контральто.

Соня начинала свой путь музыканта как инструменталист, занимаясь тринадцать лет на трубе (так же, как и ее знаменитая соотечественница Чечилия Бартоли, игравшая много лет на тромбоне. К слову, Соня Прина отозвалась о Бартоли как о певице, которая заставила мир приковать взоры к операм барокко, требующим немалых интеллектуальных затрат для их глубокого постижения). Не в последнюю очередь именно благодаря игре на трубе у Сони выработалось великолепно настроенное дыхание, позволяющее с легкостью выпевать рулады, которыми усеяны партитуры барочных опер.

Соня приняла участие в проекте века – записи опер Вивальди, предпринятых несколько лет назад французской фирмой Naive и получивших огромный европейский резонанс. В отличие от Бартоли, чей исполнительский и культурный феномен не вызывает сомнений, но чей голос сам по себе не такой крупный, голос Прины намного объемнее. В будущем он вполне позволит ей при желании без большого труда перейти на оперный репертуар XIX века, включая, к примеру, Кармен в одноименной опере Бизе или Шарлотту в «Вертере» Массне. Впрочем, пока она не собирается покидать роскошные угодья опер барокко, где ей дышится и чувствуется несказанно хорошо.

Благодаря не только уникальным силе и упругости голоса, но и густым темным краскам тембра коньком Сони Прины являются так называемые брючные или травестийные партии – партии не героинь, но героев в операх Вивальди и Генделя. Знойная итальянка призналась, что некоторые ее партнерши по сцене ненароком влюбляются в нее, особенно тогда, когда режиссеры ставят любовные дуэты с особой выразительностью и страстью. Притягательный андрогинный образ Прины отсылал к истокам архетипа эстрадной звезды, который как раз активно формировался в XVII – XVIII веках в культуре кастратов.

Впрочем, программа петербургского дебюта Прины включала арии из опер Вивальди не только мужские, среди которых были Роланд, Ликид и Марциан, но и женские – Юдифь, Гризельда, Альцина. Правда, большинство женских арий представляли героинь в состоянии отчаянной ярости либо предельной решимости. Некоторые же мужские персонажи, напротив, были явлены в умиротворенном виде, как, например, Ликид из «Олимпиады» с его убаюкивающими ритмами. Голос Сони восхищал богатой гаммой динамических возможностей, тембральных красок. Идеальной репрезентации стиля Вивальди, любимого композитора героини вечера, способствовали невиданные здесь свобода и раскованность певицы. Она напоминала серфингиста, лихо перекатывающегося на крутых волнах музыки.

Венецианский барочный оркестр (состоящий из тринадцати мужчин и двух женщин), кроме аккомпанемента также «отбивавший» инструментальными концертами выходы певицы, казался поначалу несколько уставшим. Возможно, после московского концерта, где они выложились по полной. Сказывалось и отсутствие харизматичного дирижера, которого заменял первый скрипач, дирижировавший глазами.

Но ближе к финалу петербургского концерта, не говоря уже о трех взрывных бисах, оркестранты показали свою истинную форму. Особый шик добавлял лютнист, сидевший нога на ногу в центре, словно в сердце оркестра. Широкой улыбкой, пропитанностью музыкой и всем своим миролюбивым видом он вызывал ассоциации с колоритными персонажами Феллини и Антониони и чуть-чуть – «Ностальгии» Тарковского. Так создавалась атмосфера знойной сиесты, плавно переходящей в чарующую венецианскую ночь, полную тайн и приключений.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5361) от 15.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны