Вишенка без торта

В ближайшее время северная столица может списать в утиль серию туристических логотипов, разработанных для нее около года назад скандально известной московской студией Артемия Лебедева.

Вишенка без торта | Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

14 декабря 2016 года управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу возбудило дело в отношении городского комитета по развитию туризма.

Ранее этот комитет отказался расторгнуть договор с разработчиком логотипов ООО «Студия Арт. Лебедева», не выполнив предупреждение, выданное ему петербургским УФАС еще 14 октября. Усмотрев в действиях комитета признаки нарушения ст. 15 закона о защите конкуренции, антимонопольный орган назначил первое заседание комиссии по этому делу на 24 января.

И это не единственный связанный со сферой туризма вопрос, на который в УФАС обратили пристальное внимание. Протест антимонопольщиков вызвала и возможность предоставлять помещения под мини-гостиницы и хостелы не на конкурсной основе, анонсированная около двух месяцев назад.

Стоит напомнить: не так давно власти Петербурга выступили с новой инициативой, в рамках которой добросовестным предпринимателям без торгов предполагалось давать нежилые помещения под мини-отели и хостелы. При этом под добросовестными предпринимателями подразумевались в первую очередь сетевые структуры, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке, а упрощенный доступ к получению помещения фактически означал и получение льгот по аренде.

Однако из почти двух десятков предложенных коммерсантам помещений придирчивая комиссия, составленная из представителей всех заинтересованных сторон, нашла возможным использовать только шесть. Да и те сегодня под вопросом: 20 октября петербургское УФАС выдало комитету имущественных отношений (КИО) предостережение о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. В нем прямо указывается, что «в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 закона о защите конкуренции, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении госимущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона».

И хотя внутри сообщества отельеров к инициативе Смольного отнеслись по-разному (кто-то считает такой шаг реальной поддержкой бизнеса, а другие усматривают здесь возможность усиления коррупции), сейчас проект фактически завис. Ведь если его продолжать, то придется иметь дело с более решительными шагами УФАС. А если прикрыть - это будет означать еще один случай, когда «хотели как лучше».

При этом в пользе низкобюджетных средств размещения (особенно в преддверии будущих крупных спортивных событий) сомневаться не приходится: городу вовсе не помешал бы десяток-другой новых мини-гостиниц и хостелов, готовых принять болельщиков. Если к уже имеющимся у питерских «малышей» 2,5 тыс. номеров (около 8,6% от общегородского номерного фонда) добавилось бы еще 100 - 200 комнат, хуже от этого явно бы не стало.

С точки зрения отельеров, активность УФАС в этом направлении грозит нанести ущерб растущему рынку туристических услуг Петербурга.

А вот в ситуации с логотипами позиция ведомства выглядит куда более логичной. По сути, решением бывшего председателя комитета по развитию туризма cеверной столице навязали весьма спорные логотипы. По данным «Картотека.ру», «генеральным менеджером» указанного ООО с уставным капиталом около 22 тыс. рублей является Артемий Лебедев, чье имя в последнее время ассоциируется со скандалами вокруг фотографий несовершеннолетних, а репутация выстраивается и за счет нецензурного интернет-блога, где высмеивается петербургское метро. Неужели логотипы от такого автора - лучшее, чего достоин Петербург?

К тому же и мнение профессионалов об этих логотипах далеко от безудержного восторга. Вот лишь некоторые высказывания, прозвучавшие в ходе публичного обсуждения. Дмитрий Перышков, креативный директор и совладелец агентства DDVB: «Если меня спрашивать, ассоциируется ли у меня этот логотип с Санкт-Петербургом - нет. Какой-то шведский или норвежский милый городок, где морской порт был краеугольным камнем при создании города. И в этом вся его история. А с Питером - нет». Григорий Храбров, бренд-стратег Brandson Branding Agency: «С точки зрения айдентики предложенный Лебедевым вариант не имеет уникальных ассоциаций с Санкт-Петербургом». Владимир Лифанов, креативный директор агентства Suprematika: «Совершенно очевидно, что как-то обсуждать профессиональные качества работы и смысла нет. Ну и такой юморной пинок про приставку Saint - получите «смишной» нимбик. И Неву волнистой выведем. Такой жидкий ребусик для детских книжек-отгадаек про города. И в нагрузку значки как значки, стерильно и линейно».

А ведь сегодня «ребусиками» уже украшена масса полиграфической продукции и все носители, которые только могут «продвинуть» северную столицу в среде туристов.

Теперь питерское УФАС четко заявило: договор с разработчиком туристического логотипа, которым является ООО «Студия Арт. Лебедева», должен быть расторгнут. По оценке антимонопольщиков, «на момент подписания договора работы уже являлись выполненными, т. е. студия получила доступ к информации о необходимости разработки логотипа Петербурга в приоритетном порядке». «Что привело к созданию дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность на рынке оказания рекламных услуг», - делают однозначный вывод представители УФАС.

И верно: конкурс на разработку логотипа города на Неве действительно не проводился. Хотя и выполнена она была студией Арт. Лебедева за символическую сумму 1 рубль. Казалось бы, все славно: логотипы, которые уже используются в официальной символике, получены практически задаром, бюджет не раскошелился. Но это стало поводом для недовольства других участников рынка, которые посчитали, что их права на участие в процессе «логотипизации» Петербурга ущемлены.

В результате еще летом 2016 года ООО «Маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры» подало официальную жалобу. В ней, в частности, указывалось, что договор на разработку логотипа Петербурга между комитетом по развитию туризма и студией Арт. Лебедева заключен с нарушениями закона о защите конкуренции, поскольку этот договор появился без конкурса.

По оценке УФАС, после расторжения договора использование «лебедевских» логотипов окажется незаконным. Однако, отвечая на предупреждение антимонопольного ведомства, городской комитет по развитию туризма сообщил о невозможности расторжения договора, поскольку на момент его заключения комитет, по версии чиновников, действовал не как орган государственной власти Петербурга, а как хозяйствующий субъект. И, следовательно, положения закона о защите конкуренции на тот момент на него не распространялись.

Надо сказать, что студия Арт. Лебедева весьма плодовита в тематике территориального брендинга: на разных условиях она обеспечила туристическими логотипами около полутора десятков регионов России. Включая, к примеру, Пермь. Работа вокруг стилизованной красной буквы «П», символизировавшей город, не без скандалов продолжалась в течение трех лет, однако, когда губернатора региона Чиркунова с поста сняли, финансирование брендинга города свернули, а сам проект заглох.

В этой связи Василий Дубейковский, глава компании CityBranding, замечает, что «бренд должен быть объединяющим началом». Согласна с ним и Наталья Рыбальченко, бренд-стратег компании «POINT. Точка развития». «Картинка в виде логотипа не более чем вишенка на торте, - полагает она. - Без нее он, конечно, не тот... Но без торта и вишенка повисает в воздухе... Поэтому нужно объединить усилия всех заинтересованных сторон».

Однако в Петербурге с этим возникли трудности. Питерское УФАС четко дало понять: из-за невыполнения его предупреждения делу дан ход. И решение о мерах, которые ждут нарушителя, скорее всего, не за горами.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.


Комментарии