Вирус фобии

Несколько лет назад в одном из хосписов страны умер 15-летний подросток. Диагноз — склерозирующий панэнцефалит, болезнь, которая медленно развивается в организме как осложнение от кори.

Вирус фобии | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Горе родителей было безгранично — единственный сын, способный, надежда семьи... В смерти ребенка мама винила себя. Ведь она сама категорически отказалась от всех детских прививок. Тогда в стране был пик «вакциноборчества». В два года мальчик заболел корью, которая потом годы спустя так страшно аукнулась...

По словам главного специалиста по вакцинопрофилактике комитета по здравоохранению Петербурга профессора Сусанны Харит, мы живем в вакцинозависимом обществе. Стоит только прекратить делать прививки, как болезни, которые мы уже было посчитали побежденными, вновь возвращаются.

За примерами далеко ходить не надо. Даже цивилизованная Европа одно время была заражена вирусом фобии. Так, заявление одного известного академика, поставившего под сомнение эффективность вакцины против коклюша, широко растиражированное в прессе и на телевидении, повлекло за собой массовый отказ от прививок. Прямым следствием этого стала эпидемия коклюша в Великобритании. А мораторий на вакцинацию против этой болезни в Швеции привел к тому, что 60% детей страны в возрасте до 10 лет были инфицированы.

Понадобилась целая серия публикаций о перепроверке эффективности вакцины, прежде чем доверие общества к иммунизации против коклюша было восстановлено.

Похожая ситуация сложилась в Нидерландах, где в 1999 году произошла вспышка кори в закрытом религиозном сообществе, которое традиционно не приемлет вакцинацию.

В начале 1990-х докатилась эта мода и до России. Результат был плачевен.

В 1993 — 1997 годах мы получили эпидемию дифтерии. Из более чем 150 тысяч заболевших 5 тысяч человек погибли. И лишь высокий уровень охвата детей прививками помог избежать эпидемии полиомиелита (вирус этой страшной болезни был завезен в нашу страну из Таджикистана).

И даже сегодня, когда, казалось, все мифы о вреде прививок уже развеяны, корни вакцинофобии еще крепки. Интернет пестрит страшилками, цель которых напугать родителей. Аргументы противников вакцинации по большому счету одинаковы. В качестве главного довода озвучивается то, что от прививок вреда больше, чем пользы. Мол, много детей после такой процедуры либо умерли, либо остались инвалидами.

На самом же деле, по словам Харит, после того как в нашей стране стали делать вакцинацию по национальному календарю, россияне стали в две тысячи раз реже болеть краснухой, в полторы тысячи раз свинкой, в 50 раз коклюшем...

А аргументы антипрививочников о том, что «весь цивилизованный мир» отказывается от массовой вакцинации и лишь лапотная Россия подрывает здоровье своих граждан, являются такой же ложью, как и другие их утверждения.

На сегодняшний день практически во всех государствах существует национальный календарь прививок — перечень рекомендаций по вакцинации населения, начиная с первых дней и до конца жизни. Перечень этот незначительно варьируется в зависимости от климата страны и эпидемиологической ситуации.

Отечественный календарь состоит из 12 позиций. В этом году в нем появилась вакцинация против пневмококковой инфекции, которая проводится детям в 2-месячном возрасте, а в возрасте 15 месяцев осуществляется ревакцинация. Кстати, в нашем городе иммунизация детей первого года жизни против пневмококковой инфекции началась еще в 2013 году благодаря совместной программе комитета по здравоохранению и Фонда Ростроповича — Вишневской.

Правда, в 2014 году в календаре уменьшено количество ревакцинаций туберкулеза. Прежде прививку делали при рождении, а детям, у которых пропадал иммунитет, в 7 и 14 лет. Теперь только в 7.

Во Франции в нацкалендаре 11 прививок, в Германии 12. В свободном доступе можно ознакомиться с национальными календарями прививок Австралии, Австрии, Великобритании, Голландии, Италии, Канады, Польши, США, Швейцарии и ряда других стран. Ознакомиться и сравнить с отечественным, чтобы убедиться, что Россия отнюдь не отстала от цивилизованного мира.

Более того, специалисты считают, что отечественный календарь пора расширять — количество прививок должно быть увеличено.

Например, в него необходимо включить прививку от ветрянки. Это заболевание сегодня занимает второе место по распространенности в России. В Петербурге за 30 лет от этой простой, казалось бы, болезни умерли 18 человек. Включение в национальный календарь прививки против ветряной оспы позволит за пятилетку снизить заболеваемость в 5 — 6 раз.

Во многих странах от ветряной оспы прививают детей и дополнительно — пожилых. Пока мы со своим национальным календарем до этого не дошли, но врачи настоятельно рекомендуют прививать детей и взрослых из группы риска.

Еще хотелось бы пополнить календарь обязательной вакцинацией против вируса папилломы человека (ВПЧ). Сегодня по этому пути уже идут 62 страны мира, причем в 6 из них (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Австрии и Ирландии) производится вакцинация мальчиков.

Словом, выражение «болезнь легче предупредить, чем лечить» к вакцинации подходит как нельзя лучше. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо ли делать прививки. Пока на земле обитают вирусы, прививка остается самым надежным способом уберечься от болезней.


МЕЖДУ ТЕМ

Буквально на днях в СМИ появилась новость о том, что в Новгородской области после прививки умерла трехмесячная девочка. И хотя точная причина смерти ребенка еще не установлена, в Интернете уже поднимается очередная волна протеста против вакцинации. Неужели она захлестнет голос разума?

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5344) от 20.11.2014.


Комментарии