Верить в то, что делаешь

Наряду с постановками обычных репертуарных театров у петербуржцев появилась возможность оценить и спектакли другого рода. Когда на одну сцену с профессиональными актерами выходят те, кого обычно именуют «людьми с особенностями развития». Бывает, они даже исполняют все роли в спектакле... Именно такой театр получил определение «социальный».

Верить в то, что делаешь | «Я благодарю жизнь за то, какие мы есть» – эта фраза, звучащая в спектакле «Колыбельная ветра», отражает суть социального театра. ФОТО Артема ПАНТЕЛЕЕВА

«Я благодарю жизнь за то, какие мы есть» – эта фраза, звучащая в спектакле «Колыбельная ветра», отражает суть социального театра. ФОТО Артема ПАНТЕЛЕЕВА

Здесь и сейчас

Апрель 2015 года. Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». На сцене детского музыкального театра «Зазеркалье» идет спектакль «Колыбельная ветра». Заканчивается последнее действие, зал аплодирует стоя. Но и после этого зрители, вместо того чтобы разойтись... направляются к сцене и еще часа полтора не выпускают из зоны своего внимания тех, кто причастен к спектаклю.

– Такого раньше никогда не было, – признавалась директор-распорядитель фестиваля Марина Корнакова.

Что же вызвало особый зрительский интерес? В спектакле принимали участие люди с ментальными и физическими нарушениями из Швейцарии и России, объединенные проектом «Театр без границ». Российские актеры – участники театральной студии под руководством Елены Шифферс, созданной при поддержке благотворительной организации «Перспективы» в психоневрологическом интернате # 3.

– Чтобы работать с такими людьми, нужно отказаться от всех режиссерских амбиций и прислушиваться скорее к ним самим, – говорит Елена Шифферс. – Для них выполнение актерских задач – уже чудо. Тем не менее их возможности в чем-то даже больше, чем у тех, кто не имеет отклонений в развитии. Просто они верят в то, что делают, проживая судьбы своих героев здесь и сейчас. В театральном вузе этому пять лет учат, и не у всех получается...

«Колыбельная ветра» не единственный опыт. Инклюзивный спектакль «Язык птиц» создан совместно Большим драматическим театром и центром «Антон тут рядом». На сцене вместе семеро профессиональных актеров и семеро подопечных центра с аутизмом и синдромом Дауна. Играют редко. Зритель, правда, как нас заверили, идет, и билеты продаются. Однако главное – в том, как присутствие на сцене сказывается на жизни «особенных» актеров.

– Эффект – огромный, – уверена исполнительный директор центра Зоя Попова. – У наших подопечных расширяются поведенческие, коммуникативные навыки, улучшается моторика, появляется умение общаться с большим кругом людей.

Бессердечию вопреки

Впрочем, первые студии, работающие в жанре «социального театра», появились в Петербурге не вчера. Студия в ПНИ # 3 работает уже 16 лет, молодежный включенный театр «Питер Шед», где вместе играют и здоровые ребята, и с инвалидностью, – 13 лет. Аналогичные проекты есть в других городах...

Подобный общественный тренд, по мнению Марины Корнаковой, своего рода противодействие озлобленности и бессердечности общества. И даже то, что в зале есть «иные» дети, очень важно для детей обычных (не секрет, что есть родители, которые стремятся оградить своих чад от взаимодействия с особенными сверстниками). Кстати, «Колыбельная ветра» взяла приз зрительских симпатий «Глазами детей».

Однако, чтобы «поймать» спектакль социального театра, заинтересованному зрителю надо очень постараться. Ведь расписаний для таких постановок нет. Как не существует и соответствующего информационного ресурса.

– Театр должен быть доступен каждому, – уверена Марина Корнакова. – Причем не только как зрителю, но и как участнику. Для нас важно, чтобы люди (в первую очередь – дети) с особенностями развития выходили на сцену. И чтобы мы показывали их здоровым сверстникам и родителям в зале, что это круто. А ну-ка, попробуйте сами!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5706) от 23.05.2016.


Комментарии