Вера Павловна и сеньора Кошка

Оказывается, туристы из многих стран стремятся в этот городок в 75 километрах от Барселоны даже не из-за моря и солнца, а чтобы посетить Музей кошек (да он и рядом с пляжем). А раз в год «Кошкин дом» совместно с мэрией городка проводит международный фестиваль искусств «Каталония – страна Лунного кота».

Вера Павловна и сеньора Кошка | Фантастическое трио.<br>ФОТО АВТОРА

Фантастическое трио.
ФОТО АВТОРА

Залы-комнаты на трех этажах, лестница, внутренний дворик, пусть совсем крохотный, терраса на крыше – все отдано котам, кошкам и котятам. Изображения и фигурки – в витринах, на стенах, на полу, подвешены к потолку... Я была просто поражена, узнав от Веры Павловны Новоселовой, создательницы и хозяйки музея, что здесь лишь чуть больше 1800 экспонатов из 16 000! Нет, она не собирает все о кошках. Отнюдь. Только произведения искусства или то, что уже приобрело музейный статус.

Вот крохотный перечень «кошачьих» экспонатов. Эскиз Пикассо. Фигурка Брака. Венская бронза и каслинское литье. Фарфор – лиможский, гарднеровский, кузнецовский, Императорского фарфорового завода фигурка Карсавиной – Кошечки из «Спящей красавицы», Lladro, фабрики «Испания», которая была открыта супругой диктатора Франко, и бог знает какой еще. Работа Франка Мейслера. Кошка в стиле имари. Мурано. Гжель. Камни. Дерево.

Серебряная фигурка, золотые глазки. Со свиной щетинкой на спинке для чистки перьев – может, как у Александра Сергеича? Нэцке. Из бивней мамонта, из слоновой кости. Сваровски. Фаберже. Первое издание гофмановских «Житейских воззрений Кота Мурра...». Пластмассовое (!) блюдо «Кошка» – 1904 год, «под фарфор», абсолютный раритет. Кошачий сервиз, расписанный Андреем Макаревичем (кто не помнит, он имеет диплом художника-графика). Старинные детские игрушки-котики. Монеты, вот из Габрово: две кошачьи морды и надпись «Одна водка», за нее дают стопочку ракии.

Вещи из многих стран и городов: каталонец – рыжий; в Венеции кот стоил золотом столько, сколько весил. Из разных эпох: в Древнем Египте коты были священными неприкосновенными животными, в Средневековье – исчадиями ада, с XIX века их стали очеловечивать. И потому несть числа котов – «людей», начиная с одежды. Например, Кот в сапогах. Разве что не говорят. Хотя коты-автоматы мяукают.

Уму непостижимо. Немало моих друзей-интеллектуалов в «Фейсбуке» постят и постят котиков, удивляясь собственным действиям. Есть ли уже какие-нибудь заметки психолога, объясняющие геометрическую прогрессию распространения этой мании?.. В ответ на объявляемые Музеем кошки конкурсы люди шлют свои рисунки тоннами – лучшие становятся листами календарей.

Вера Павловна всегда любила кошек, несмотря на астму, которая и заставила ее поменять климат. В Испании она постоянно живет с 1995 года. Приехала с двумя котами, но сейчас не может себе позволить держать их дома: вся квартира уставлена экспонатами, которые не поместились в музее (и это не считая коробок: «Живу на складе», – говорит).

Первую фигурку она приобрела в январе 2000-го в Риге, куда поехала на туристскую выставку, поскольку Вера Новоселова вообще-то директор турфирмы с четырьмя офисами в Испании и одним в Ницце. А кроме того, она основала «Ассоциацию Русский дом в Каталонии» и пропагандирует нашу культуру всеми возможными способами: первая в Испании русская библиотека, выставка раритетов, связанных с Россией и династией Романовых, прямо в «Русском доме» (два шага от Музея кошек), фольклорные, певческие, танцевальные и кинофестивали.

– Так вот, – говорит Вера Павловна, – купила первую кошечку. А знаете, как ведут себя коты? Сначала стояла скромно, одна. Потом появилась вторая, третья. И вот уже две полки... два шкафа... От меня ничего не зависело. Коты решили собраться и просто выбрали меня инструментом, что ли. В 2002-м пришлось открыть музей. Его хозяйка даже не я, а мадам Кошка. Она говорит вам большое «мяу» за то, что вы ее посетили!..

Каждый день к мадам кошке – или к сеньоре? – в гости приходят от тридцати до ста человек, и это без учета туристских групп. Цена вполне умеренная. А с детей, инвалидов, родственников и друзей не берут, понятно, ни цента. Увы, есть люди, которые не могут сдержаться и уносят понравившуюся фигурку из тех, что не спрятаны за стекло. Трижды музей грабили; пришлось убрать этикетки, чтобы воры не догадались, где наиболее ценные экспонаты – самые старые (ведь есть и XVII века) или от знаменитых авторов. Теперь знакомиться с музеем можно только с экскурсоводом.

Самая большая радость антиквара, как убедилась Вера Новоселова на собственном опыте, – это даже не найти и купить вещь, а ее исследовать. Увы, я не могу здесь пересказать услышанные истории многих исключительных экспонатов, но вот совсем уж особые случаи.

Самым интересным котом Вера Павловна считает одного из украинских: сидит в кресле, в дырочку наверху можно бросить монетку, которую тут же получаешь из нижнего ящика. Чистое удовольствие, никакой «корысти».

А за тяжеленного котика из терракоты пришлось торговаться полтора часа в антикварном магазине Мадрида. Обливаясь слезами от несоразмерной, казалось, траты, Вера Павловна заплатила 45 евро. А дома ее супруг вынул из фигурки 64 серебряные монеты...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233(5359) от 11.12.2014.


Комментарии