Венец творения и зоосад
В Доме архитектора состоялось представление книги Марии Макогоновой «Ленинградский зоопарк. Архитектурная графика 1931 - 1951 гг. из собрания Музея истории Петербурга». В ней впервые опубликованы проекты зоопарка в Шувалово-Озерках и в Удельном парке (тогда - парк Челюскинцев). Автор ответила на вопросы нашей газеты.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- С чего начиналась работа, ставшая книгой?
- Собрание архитектурной графики Музея истории Петербурга формировалось не одно десятилетие. Музей переименовывали и реорганизовывали... Довоенная часть собрания и первые послевоенные поступления были не полно задокументированы. Мне удалось привести в порядок материалы, связанные с историей проектирования нового Ленинградского зоопарка. Пришлось заново выявлять авторов и устанавливать датировки.
- Насколько полно материал, хранящийся в Музее истории города, представляет архитектурный конкурс на проект зоопарка в Шувалово-Озерках 1931 года, а также проекты в парке Челюскинцев 1940 - 1948 годов?
- Все восемь проектов, победивших во всесоюзном открытом конкурсе 1931 года, представлены в фондах музея. Сохранились генпланы и эскизы некоторых павильонов, созданные в последующие три года, а также три генплана сороковых годов. Это хороший материал, но у проектантов, конечно, было чертежей намного больше.
- Каковы главные особенности конкурса 1931 года?
- Это был честный конкурс. В нем участвовали мэтры советской архитектуры - Лев Руднев, Оскар Мунц, Александр Оль. А две первые премии получили недавние выпускники Академии художеств - в обоих коллективах ведущая роль принадлежала Владимиру Степанову. Ему поручили дальнейшее проектирование. Он же создал проекты зоопарка в парке Челюскинцев.
- Имя Степанова сегодня известно только специалистам...
- Это был очень интересный, крупный мастер ландшафтного дизайна, проживший всего 50 лет. Вместе с академиком Александром Никольским он делал планировку Приморского парка Победы. Ему принадлежат проекты послевоенного восстановления парков Пушкина и Петродворца. Степанов вместе с Никольским возглавляли 13-ю мастерскую Ленпроекта. Даже в профессиональных кругах о нем как соруководителе часто забывают. Надеюсь, моя книга поможет вернуть имя Владимира Степанова в историю ленинградской архитектуры.
- Что самое интересное в конкурсных чертежах?
- Мне представляется самым ярким проект команды Армена Барутчева, получивший третью премию. Для павильона «Человек» (он был обязательным) они предлагают футуристическую крышу, через которую светит прожектор, имитирующий Солнце.
- В чем, по-вашему, ценность опубликованных материалов для современной градостроительной и архитектурной практики?
- Это умение на 100% гармонировать с ландшафтом, создать комфортную среду. Конструктивизм, который многим представляется вызовом всему окружению, абсолютно не противоречит идее гармонии.
- История проектирования Ленинградского зоопарка, занявшая 20 лет, отражала перемены в стране, в архитектурной практике?
- Программа конкурса 1931 года предполагала демонстрацию истории формирования жизни на Земле от появления простейших до возникновения классовой борьбы и появления человека социалистической эпохи в качестве вершины эволюции. Сама эта идея была утопичной, в дальнейшем в проектах для Удельного парка от нее отказались.
Начиная с 1933 года вместе со всей советской архитектурой проектировщики зоопарка отошли от модернизма и обратились «к освоению классического наследия».
- Почему же ни один проект так и не был реализован?
- Зоопарк - дорогое удовольствие. В планах 1931 года его площадь должна была составить 171 гектар. Он стал бы самым большим в мире. В 1933 году площадь урезали до 43 га, но и на этот вариант не нашлось средств.
- В 2010 году была новая попытка - состоялся конкурс на проект зоопарка в Юнтолове, и снова все осталось на бумаге...
- Попыткам построить новый зоопарк в нашем городе скоро исполнится 100 лет. В своей книге я привожу ссылку на материалы 1920 года. Причина неудачи одна: нужна очень сильная воля, чтобы выделить очень много денег.
- Чья воля?
- Частного лица, группы лиц, общества... Нужен социальный заказ - на гуманизм, потому что строить теплые, уютные и красивые дома для сумчатых и неполнозубых это и значит, быть тем самым человеком, который и есть вершина эволюции.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5896) от 27.02.2017.
Комментарии