Главная городская газета

Венец творения и зоосад

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
 Венец творения и зоосад | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Доме архитектора состоялось представление книги Марии Макогоновой «Ленинградский зоопарк. Архитектурная графика 1931 - 1951 гг. из собрания Музея истории Петербурга». В ней впервые опубликованы проекты зоопарка в Шувалово-Озерках и в Удельном парке (тогда - парк Челюскинцев). Автор ответила на вопросы нашей газеты.

- С чего начиналась работа, ставшая книгой?

- Собрание архитектурной графики Музея истории Петербурга формировалось не одно десятилетие. Музей переименовывали и реорганизовывали... Довоенная часть собрания и первые послевоенные поступления были не полно задокументированы. Мне удалось привести в порядок материалы, связанные с историей проектирования нового Ленинградского зоопарка. Пришлось заново выявлять авторов и устанавливать датировки.

- Насколько полно материал, хранящийся в Музее истории города, представляет архитектурный конкурс на проект зоопарка в Шувалово-Озерках 1931 года, а также проекты в парке Челюскинцев 1940 - 1948 годов?

- Все восемь проектов, победивших во всесоюзном открытом конкурсе 1931 года, представлены в фондах музея. Сохранились генпланы и эскизы некоторых павильонов, созданные в последующие три года, а также три генплана сороковых годов. Это хороший материал, но у проектантов, конечно, было чертежей намного больше.

- Каковы главные особенности конкурса 1931 года?

- Это был честный конкурс. В нем участвовали мэтры советской архитектуры - Лев Руднев, Оскар Мунц, Александр Оль. А две первые премии получили недавние выпускники Академии художеств - в обоих коллективах ведущая роль принадлежала Владимиру Степанову. Ему поручили дальнейшее проектирование. Он же создал проекты зоопарка в парке Челюскинцев.

- Имя Степанова сегодня известно только специалистам...

- Это был очень интересный, крупный мастер ландшафтного дизайна, проживший всего 50 лет. Вместе с академиком Александром Никольским он делал планировку Приморского парка Победы. Ему принадлежат проекты послевоенного восстановления парков Пушкина и Петродворца. Степанов вместе с Никольским возглавляли 13-ю мастерскую Ленпроекта. Даже в профессиональных кругах о нем как соруководителе часто забывают. Надеюсь, моя книга поможет вернуть имя Владимира Степанова в историю ленинградской архитектуры.

- Что самое интересное в конкурсных чертежах?

- Мне представляется самым ярким проект команды Армена Барутчева, получивший третью премию. Для павильона «Человек» (он был обязательным) они предлагают футуристическую крышу, через которую светит прожектор, имитирующий Солнце.

- В чем, по-вашему, ценность опубликованных материалов для современной градостроительной и архитектурной практики?

- Это умение на 100% гармонировать с ландшафтом, создать комфортную среду. Конструктивизм, который многим представляется вызовом всему окружению, абсолютно не противоречит идее гармонии.

- История проектирования Ленинградского зоопарка, занявшая 20 лет, отражала перемены в стране, в архитектурной практике?

- Программа конкурса 1931 года предполагала демонстрацию истории формирования жизни на Земле от появления простейших до возникновения классовой борьбы и появления человека социалистической эпохи в качестве вершины эволюции. Сама эта идея была утопичной, в дальнейшем в проектах для Удельного парка от нее отказались.

Начиная с 1933 года вместе со всей советской архитектурой проектировщики зоопарка отошли от модернизма и обратились «к освоению классического наследия».

- Почему же ни один проект так и не был реализован?

- Зоопарк - дорогое удовольствие. В планах 1931 года его площадь должна была составить 171 гектар. Он стал бы самым большим в мире. В 1933 году площадь урезали до 43 га, но и на этот вариант не нашлось средств.

- В 2010 году была новая попытка - состоялся конкурс на проект зоопарка в Юнтолове, и снова все осталось на бумаге...

- Попыткам построить новый зоопарк в нашем городе скоро исполнится 100 лет. В своей книге я привожу ссылку на материалы 1920 года. Причина неудачи одна: нужна очень сильная воля, чтобы выделить очень много денег.

- Чья воля?

- Частного лица, группы лиц, общества... Нужен социальный заказ - на гуманизм, потому что строить теплые, уютные и красивые дома для сумчатых и неполнозубых это и значит, быть тем самым человеком, который и есть вершина эволюции.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook