Главная городская газета

Век мастера

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Не платишь? Поплатишься!

Два петербургских предпринимателя за систематически задержку выплаты заработной платы своим работникам, поплатились свободой. Читать полностью

Россиянам разрешат самим вырубать елки перед Новым годом

Жителям России могут разрешить самостоятельно вырубать елки перед празднованием Нового года. Читать полностью

Вопрос–ответ 18 октября 2017

В этом году красивый и обильный листопад. Дворники мешками убирают опавшую листву с уличных газонов. А зачем? Читать полностью

«От чего бывает вдруг этот горестный недуг...»

Военно-медицинский музей, обычно отличающийся строгой академичностью, предложил на этот раз своим посетителям тему достаточно пикантную. Читать полностью

Паркинг ушел с молотка

Очередные торги Фонда имущества Петербурга, состоялись по программе Смольного в начале октября. Читать полностью
Реклама
Реклама
Век мастера | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Жука, знаменитого ленинградского архитектора, автора проекта здания ТЮЗа и многих построек в соавторстве, в том числе аэропорта «Пулково», БКЗ «Октябрьский», резиденции К-2 на Каменном острове, а также станций метро «Чернышевская», «Выборгская», «Достоевская».

В 1950-е годы Жук руководил созданием одной из первых в СССР серий массового жилья - ГИ, дома этой серии строились в Ленинграде и области все последующее десятилетие.

Жук окончил Академию художеств в 1940 году, прошел войну, бежал из плена, вернулся в Ленинград в 1944-м, работал вместе с Евгением Левинсоном и Игорем Фоминым. Несколько десятилетий архитектор руководил мастерской в «Ленпроекте» и учебной мастерской в Академии художеств.

По просьбе нашей газеты ветераны ленинградской-петербургской архитектуры ответили на вопрос, как кратко охарактеризовать Александра Жука. Владимир Попов назвал его «строящим архитектором, который продолжал совершенствовать проект в ходе строительства».

Сергей Шмаков говорил о целеустремленности Жука, он работал над проектами от первых эскизов до укладки последнего кирпича. Во время строительства ТЮЗа Жуку было немногим более 40 лет, но он был безусловным авторитетом для всех его участников, прорабы «стояли при нем на цыпочках».

По словам Юрия Земцова, который работал преподавателем в учебной мастерской Жука, тот был абсолютно преданным своему делу, работа была для него самым главным.

Визитными карточками Жука (в этом году несколько круглых для него дат) стали новый ТЮЗ на Пионерской площади, построенный в 1962 году, и здание аэропорта «Пулково», которое приняло первых авиапассажиров в 1972-м.

Юные зрители, конечно, не знали таких слов, как «неоконструктивизм» и «суровый стиль» в архитектуре по аналогии с направлением в советской живописи. Но светлые просторные фойе и уютный амфитеатр зрительного зала с удобными для детей креслами создавали ощущение театрального праздника еще до открытия занавеса.

Новое «Пулково» выгодно отличалось от прежнего аэровокзала огромным, как тогда казалось, залом вылета, с пятью наклонными световыми фонарями-стаканами и двумя круговыми балконами с видами на зал прибытия. Здание напоминает и океанский лайнер, и космический корабль. Путешествие - это тоже праздник, утверждало произведение Жука и его команды. В 1974 году они получили за «Пулково» Государственную премию СССР.

Когда позже по требованиям безопасности главное пространство аэровокзала разделили на отсеки, это ощущение пропало.

Но не случайно несколько лет назад при проектировании современного аэровокзального комплекса теперь уже старое здание Жука было полностью сохранено. Союз архитекторов Петербурга включил его в список архитектурного наследия 1960 - 1980-х годов, требующего государственной охраны.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook