Главная городская газета

Век мастера

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Век мастера | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Жука, знаменитого ленинградского архитектора, автора проекта здания ТЮЗа и многих построек в соавторстве, в том числе аэропорта «Пулково», БКЗ «Октябрьский», резиденции К-2 на Каменном острове, а также станций метро «Чернышевская», «Выборгская», «Достоевская».

В 1950-е годы Жук руководил созданием одной из первых в СССР серий массового жилья - ГИ, дома этой серии строились в Ленинграде и области все последующее десятилетие.

Жук окончил Академию художеств в 1940 году, прошел войну, бежал из плена, вернулся в Ленинград в 1944-м, работал вместе с Евгением Левинсоном и Игорем Фоминым. Несколько десятилетий архитектор руководил мастерской в «Ленпроекте» и учебной мастерской в Академии художеств.

По просьбе нашей газеты ветераны ленинградской-петербургской архитектуры ответили на вопрос, как кратко охарактеризовать Александра Жука. Владимир Попов назвал его «строящим архитектором, который продолжал совершенствовать проект в ходе строительства».

Сергей Шмаков говорил о целеустремленности Жука, он работал над проектами от первых эскизов до укладки последнего кирпича. Во время строительства ТЮЗа Жуку было немногим более 40 лет, но он был безусловным авторитетом для всех его участников, прорабы «стояли при нем на цыпочках».

По словам Юрия Земцова, который работал преподавателем в учебной мастерской Жука, тот был абсолютно преданным своему делу, работа была для него самым главным.

Визитными карточками Жука (в этом году несколько круглых для него дат) стали новый ТЮЗ на Пионерской площади, построенный в 1962 году, и здание аэропорта «Пулково», которое приняло первых авиапассажиров в 1972-м.

Юные зрители, конечно, не знали таких слов, как «неоконструктивизм» и «суровый стиль» в архитектуре по аналогии с направлением в советской живописи. Но светлые просторные фойе и уютный амфитеатр зрительного зала с удобными для детей креслами создавали ощущение театрального праздника еще до открытия занавеса.

Новое «Пулково» выгодно отличалось от прежнего аэровокзала огромным, как тогда казалось, залом вылета, с пятью наклонными световыми фонарями-стаканами и двумя круговыми балконами с видами на зал прибытия. Здание напоминает и океанский лайнер, и космический корабль. Путешествие - это тоже праздник, утверждало произведение Жука и его команды. В 1974 году они получили за «Пулково» Государственную премию СССР.

Когда позже по требованиям безопасности главное пространство аэровокзала разделили на отсеки, это ощущение пропало.

Но не случайно несколько лет назад при проектировании современного аэровокзального комплекса теперь уже старое здание Жука было полностью сохранено. Союз архитекторов Петербурга включил его в список архитектурного наследия 1960 - 1980-х годов, требующего государственной охраны.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook