Вас приглашает асфальт
Они работают по ночам и только в хорошую погоду. Они вооружены баллончиками с краской. Они — сотрудники неких фирм без названий под общим брендом «Реклама на асфальте СПб». У неизвестных художников даже есть сайты, заманивающие сказочными обещаниями: «Качественные акриловые краски сохраняются на асфальте в Петербурге от полугода (все зависит от трафика и топтания народа). Очень эффективны надписи на цветной тротуарной плитке — отмыть их практически невозможно». Впрочем, оказывается, что суперсовременным краскам не страшны не только дождь и снег, но и законы.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Телефонный справочник сегодня, похоже, уже не нужен — достаточно взглянуть под ноги.
— Здравствуйте, это реклама на асфальте?
— Да.
— Вас беспокоят из газеты. Ответите на несколько вопросов?
— К сожалению, мы сейчас не занимаемся этой деятельностью.
Примерно так заканчиваются все разговоры журналиста с представителями «рекламных агентств». Собственно, непонятно, чего они боятся — ведь в разговорах с клиентами эти бойкие молодые люди уверяют, что их деятельность представляет собой своеобразную «дыру в законодательстве», и поэтому привлечь их к какой-либо ответственности практически невозможно.
— Говорить хоть о какой-то виновности можно, только поймав человека за руку во время нанесения текста на асфальт. Но даже если это и удастся, какую статью какого кодекса к нам можно применить? А клиентам и вовсе нечего бояться. Даже если к вам кто-то придет и спросит, то вы ничего знать не знаете, — успокаивают «художники» потенциального заказчика. — Вы же сами ничего не делаете. Делаем мы. Так что не беспокойтесь!
Насчет «дыры» они, увы, правы — их творчество хотя и подпадает под определение рекламы, которое дает закон, но не подпадает ни под один из описанных в нем видов. Разумнее всего было бы отнести его к наружной рекламе, но, по закону, наружной она становится только тогда, когда распространяется с использованием специальных конструкций — билбордов, например.
В 2011 году в думе рассматривали законопроект, запрещающий рекламу на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, но его отклонили. Сейчас в самом факте распространения рекламы на асфальте нет состава административного правонарушения, и единственная возможная ответственность — гражданско-правовая. И то далеко не во всех случаях. Если, к примеру, найдется собственник земельного участка, он может потребовать с «художников» денежное возмещение за пользование его имуществом. Но ему придется определить размер возмещения и доказать факт нанесения рекламы конкретными лицами. И то и другое весьма затруднительно.
Ответственность может также наступить и в связи с содержанием написанного. Даже не подпадающая ни под один из оговоренных законом видов реклама на тротуаре все-таки должна соответствовать предписанным им определенным требованиям. Как минимум она должна быть добросовестной и достоверной. Кроме того, существуют специальные требования к рекламе отдельных видов товаров (пиво, лекарства, алкоголь и табак). Нарушение этих требований (опять же, разумеется, если «художник» будет пойман за руку) может закончиться привлечением к административной ответственности и штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
Разумеется, нельзя рекламировать запрещенные товары (например, наркотики), а также использовать «информацию порнографического характера». Впрочем, и здесь — явная законодательная «дыра». К наркотикам, к примеру, не отнесены пресловутые спайсы (то есть отнесены их конкретные виды, но не название вообще), а понятие «порнографический», видимо, не включает в себя интимные услуги. Иначе постоянными клиентами вышеупомянутых рекламных фирм не были бы многочисленные бордели, зазывающие клиентов прямо с городских мостовых.
Питерские законодатели пытаются с этим бороться: закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусматривает ответственность за рекламу, содержащую в том числе «скрытое предложение сексуальных услуг». Правда, самый большой штраф, который тут можно схлопотать, — десять тысяч рублей. И для этого надо быть юридическим лицом.
Статья действует уже четыре года, но нам не удалось найти ни одного судебного акта или обращения, связанного с ней. А вот новые номера телефонов сомнительных Оль, Юль и Свет, которые приглашают мужчин на «отдых», появляются на асфальте каждую ночь.
— Он (местный закон. — Е. С.) не эффективен. Не работает, — заявил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. — Обязанность по составлению протоколов за административные правонарушения лежит на органах внутренних дел. Но они находятся в федеральном подчинении и не имеют права привлекать к ответственности за невыполнение региональных законов. А на федеральном уровне закон, аналогичный нашему, принимать не хотят. Госдума динамит нас уже очень давно!
— Как же тогда бороться с объявлениями на асфальте?
— Как раз этим мы сейчас и занимаемся — обсуждаем закон, предусматривающий блокировку телефонов: чтобы можно было номера, которые в этой рекламе указаны, оперативно закрывать. Все это очень просто делается, одной кнопочкой. Сейчас интернет-ресурсы уже блокируют. Почему же телефоны нельзя?
Кроме неизвестных художников на улицы Петербурга выходят «замазывальщики» — время от времени номера телефонов асфальтной рекламы кто-то закрашивает серой краской. Виталий Милонов уверяет, что этим занимаются сотрудники коммунальных служб, хотя это и не входит в их основные обязанности. Время от времени в районах проводятся акции по борьбе за чистоту асфальта. Кисточки берут в руки волонтеры. Однако реклама распространяется с такой скоростью, что всю не закрасишь. Отмыть же ее, как справедливо отмечают рекламные агенты, не так-то просто. Да и средств на это ни в каких бюджетах не предусмотрено.
Любопытно, что индустрия рекламы на тротуарах процветает именно в Санкт-Петербурге — ни на один другой город в России не приходится столько развитых интернет-сообществ, с помощью которых она продается. Питерские ночные художники ведут группы в социальных сетях и собирают в среднем по десять тысяч подписчиков. Среди них обязательно найдутся потенциальные клиенты: у кого-то есть любимый человек, которому хочется признаться в чувствах на асфальте, у кого-то магазин или кафе, а у кого-то бордель и огромное желание сделать так, чтобы о нем узнал весь город.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5341) от 17.11.2014.
Комментарии